Проверяемый текст
Корнилаева, Анна Александровна; Теория парламентского контроля в контексте принципа разделения властей (Диссертация 2002)
[стр. 95]

Однако дача парламентом отрицательной оценки действиям или актам правительства должна в принципе рассматриваться последним как первый «сигнал тревоги», свидетельствующий о недовольстве парламента правительством.
Одной из наиболее распространенных форм осуществления
г парламентского контроля является обращение высшего органа законодательной власти за разрешением какого-либо вопроса к соответствующему высшему органу исполнительной власти.
При
обращении парламента к правительству за разрешением какого-либо вопроса оно может быть направлено в виде запроса или в виде интерпелляции.
Такая форма, как
«запросы парламента по отдельным вопросам деятельности исполнительно — распределительных органов государственной власти, интерпелляции», была выработана исторической практикой .
Запрос и интерпелляция довольно близкие
понятия, но их необходимо отличить друг от друга.
Запрос представляет собой обращение
парламента в письменном виде к правительству или к его отдельному члену с требованием дать разъяснение по определенному факту, в том числе подтвердить или опровергнуть его истинность или его точность, либо сообщить о мерах, которые были или будут приняты по определенному факту.
Интерпелляция же представляет собой обращение парламента в
письменном виде к правительству с требованием дать разъяснение относительно мотивов его деятельности и о его дальнейших намерениях по вопросам, имеющим особое значение и важность или общий характер, в том числе по вопросам, относящимся к определенным аспектам проведения' правительством внутренней; или; внешней 7 о политики .
Таким образом, и запрос, и интерпелляция являются
письменными обращениями парламента.
В то же время они несколько
Спиридонов л.
И.
Теория государства и права.М.: Издательская группа
«Проспект», Фирма «Гардарика», 1996.-С.72.
78Дюверже М.
Политические партии.
М.; Академический Проект.
2002.
С.260.
[стр. 51]

исполнительной власти и, прежде всего, правительства.
От того же, насколько полно будут выявлены указанные нарушения, зависит и конкретная мера парламентского реагирования, которая будет соответствующим парламентом применена.
Одной из наиболее распространенных фор.м осуществления
парламентского контроля является обращение высшего органа законодательной власти той или иной страны за разрешением какого-либо вопроса к соответствующему высшему органу исполнительной власти.
При
этом обращение парламента к правительству за разрешением какоголибо вопроса может быть направлено в виде запроса или в виде интерпелляции.
Такая форма, как
“запросы парламента… по отдельным вопросам… деятельности исполнительно-распорядительных органов государственной власти, …интерпелляции” была выработана исторической практикой’”’.
Запрос и интерпелляция довольно близкие,
но не тождественные понятия, поэтому их необходимо отличать друг от друга.
Запрос представляет собой обращение
парлаїмента в письменном виде к правительству или к его отдельному члену с требованием дать разъяснение по определенному факту, в том числе подтвердить или опровергнуть его истинность или его точность, либо сообщить о мерах, которые были или будут приняты по определенному факту.
Интерпелляция же представляет собой обращение парламента в
письменной виде к правительству с требованием дать разъяснение относительно мотивов его деятельности и о его дальнейших намерениях по вопросам, имеющим особое значение и важность или общий характер, в том числе по вопросам, относящимся к определенным аспектам проведения правительством внутренней или внешней политики.
Таким образом, и запрос, и интерпелляция являются
пись^менными обращениями парламента.
В то же время они несколько
отличаются друг от друга, во-первых, по субъектному составу адресатов, так как запрос может быть направлен и правительству в целом, и его отдельному члену, а интерпелляция только правительству.
Во-вторых, они отличаются друг от друга по существу содержащихся в них вопросов.
Вопрос запроса, в частности, всегда носит более конкретный характер, чем вопрос интерпелляции, ибо касается определенного факта, а не мотивов деятельности правительства и его дальнейших намерений.
Именно в связи с этим и ответ на запрос будет, наверняка, более конкретным, чем ответ на интерпелляцию.
Итак, во-первых, запрос и интерпелляция имеют огромное значение, так как они “дисциплинируют администрацию”.
Вовторых, они делаются ’’’ См.: Спиридонов Л.И.
Теория государства и права.
М.: Издательская группа
“Проспект”, Фирма “Гаодаоика”.
1996.
С.72.
высшим законодательным органом правительству.
И на них “министры обязаны… отвечать.
По поводу этих ответов палаты имеют суждение и делают соответственное постановление, в котором признают ответ удовлетворительным или неудовлетворительным.
Исход дела в последнем случае определяется различно в зависимости от особенностей государственного строя и установленного в нем юаимоотношения между правительством и народным представительствомВтретьих, запрос и интерпелляция по ряду оснований отличаются друг от друга.
Однако в то же время они есть суть одной и той же формы осуществления парламентского контроля обращения парламента страны к правительству за разрешением какоголибо вопроса.
Видимо, по данной причине в ряде государств членов Европейского Союза, являющихся республиками, вышеуказанные обращения все же не разграничиваются на запросы и интерпелляции.
Однако причина этого может заключаться и в том, что даже тогда, когда в той или иной стране все данные обращения названы, например, запросами, тем не менее парламент данного государства вправе направить соответствующему правительству не только требование дать разъяснения по определенному факту, но и требование дать разъяснение по мотивам его деятельности и его дальнейшим намерениям.
Таким образом, разграничение парламентских обращений на запросы и интерпелляции не так уж и важно, главное наличие у парламентов государств членов Европейского Союза, являющихся республиками, права обращения по тем или иным вопросам к соответствующим правительствам.
Так, например, в Австрии Национальный и Федеральный советы государства вправе обращаться к членам Федерального правительства с запросами относительно всех аспектов исполнительной деятельности или с См.: Тарановский Ф.В.
Энциклопедия права.
3-е изд.
СПб.: Издательство “Лань”, СанктПетербургский университет МВД России и Академия права, эконо.чики и безопасности жтнелеятї-пьнгісги 2001.
— Г! 527-52S требованием предоставления всех сведений, необходимых для выполнения функций, возложенных законом на Федеральное собрание и его палаты.

[Back]