Проверяемый текст
Карев, Борис Анатольевич; Система обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза (Диссертация 2003)
[стр. 124]

124 опережающий характер и вести за сооои развитие, а не идти у него на поводу, как считают некоторые педагоги, думая, что они тем самым защищают интересы обучающегося, его право на индивидуальные черты и потребности [153].
Решая проблему обучения истории искусств в высшей школе, необходимо выяснить различные точки зрения, сложившиеся в науке по вопросу о восприятии.
В отечественной психологии деятельный подход к восприятию развивали многие ученые.
Особенно следует отметить среди них
Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Гальперина П.Я., Теплова Б.М.
[153, 165, 368, 516, 518, 572].
Они убедительно доказали, что предметные образы восприятия имеют чувственную основу.
Мысленные образы, к числу которых относятся образы памяти, представления и воображения, чувственной основы лишены, так как «представление» это чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимаемого, но который в той или иной форме ранее воспринимался.
Представление может быть воспроизводящим (репродуктивным), творческим, фантастическим, созданным воображением.

Создавая произведения, исследуемые в цикле обучения истории искусств, художники создают оптическую информацию для показа другим людям.
Следовательно, это средство общения, порождающее опосредованное познание, но это познание больше похоже на прямое извлечение информации, чем на познание опосредованное языком.
Ряд педагогов останавливается на этих закономерностях извлечения информации.
Так,
В.С.
Кузин отмечает, что умение «видеть» предмет предполагает видеть в нем главное, существенное, которое заключается для
обучающегося прежде всего в особенностях конструктивного строения предмета, его пространственного положения, пропорциях, цвета, распределения светотени [358].
Об этом же писал и Б.М.
Теплов: «В изобразительных искусствах задача изображения
[стр. 84]

щего, от того насколько он научился воспринимать, и насколько сильна у него мотивация к восприятию.
Создавая живописные произведения, художники создают оптическую информацию для показа другим людям.
Следовательно, это средство общения, порождающее опосредованное познание, но это познание больше похоже на прямое извлечение информации, чем на познание опосредованное языком.
Ряд педагогов останавливается на этих закономерностях извлечения информации.
Так,
B.C.
Кузин отмечает, что умение «видеть» предмет предполагает видеть в нем главное, существенное, которое заключается для
рисующего прежде всего в особенностях конструктивного строения предмета, его пространственного положения, пропорциях, цвета, распределения светотени [150].
Об этом же писал и Б.М.
Теплов: «В изобразительных искусствах задача изображения
необходимо требует острого восприятия подлинного «вида» вещей, снятия той завесы с привычно-схематических представлений, которая заслоняет его от житейского взора» [245].
Педагогическая практика способствует тому, чтобы извлекаемая информация становилась все более тонкой и совершенной, более точной.
Учиться воспринимать можно всю жизнь.
Заслуживает внимание утверждение Н.Н.
Ростовцева о том, что основной задачей рисунка является указание путей правильного познания и отражения реальной действительности.
Чем правильнее студент видит и понимает закономерности строения натуры, тем лучше и грамотнее будет его восприятие [220].
Картина (любое произведение искусства) это также разновидность письма, что позволяет накапливать, сохранять, удалять и заменять инварианты, которые были извлечены художником.
Изобразительное искусство в высшей степени избирательно, поэтому на картине изображается лишь то, что заметил ее автор, и что он посчитал важным для своего внимания и с авторским отношением к изображаемому.
Художник всегда оперирует инвариантами (отношениями), замечать которые он научился ранее.
84

[стр.,116]

средованным.
В зависимости от этого в познании выделяют две тесно связанные между собой ступени чувственное познание и логическое познание, называемое также абстрактным мышлением.
Всякое познание начинается с живого созерцания с ощущений, чувственных восприятий.
Под «ощущением» мы понимаем отражение отдельных свойств предметов или явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета.
Решая проблему обучения рисунку в высшей технической школе, необходимо выяснить различные точки зрения, сложившиеся в науке по вопросу о восприятии.
Известно, что термины «ощущение» и «восприятие» имеют двойственное значение.
Для философов категории ощущения и восприятия определяются как элементарные первичные ступени индивидуального познания, определенная форма психического отражения внешнего мира.
Психологи же под понятиями» ощущение» и «восприятие» подразумевают определенные виды образов.
Одной из важнейших характеристик образа восприятия является его предметность.
Предметность имеет множество свойств, в том числе, такие как реальность, объективированность, означенность, константность и др.
В отечественной психологии деятельный подход к восприятию развивали многие ученые.
Особенно следует отметить среди них
JI.C.
Выготского, А.Н.
Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна, П.Я.
Гальперина, Б.М.
Теллова [70, 71, 74, 141, 206].
Они убедительно доказали, что предметные образы восприятия имеют чувственную основу.
Мысленные образы, к числу которых относятся образы памяти, представления и воображения, чувственной основы лишены, так как «представление» это чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимаемого, но который в той или иной форме ранее воспринимался.
Представление может быть воспроизводящим (репродуктивным), творческим, фантастическим, созданным воображением.

В восприятии можно выделить два плана чувственный и предметный.
То 116

[стр.,117]

есть, можно сказать, что одни и те же ощущения организованы в разные восприятия.
Из истории психологии известно, что ученые, принадлежавшие к различным эпохам и школам, обращали внимание на эту двуплановость, двойственность образа восприятия.
Дж.
Гибсон [76J отмечал, что в зависимости от установки наблюдателя возможны два способа восприятия: видимого мира и видимого поля.
Второй способ, считал он, возможен лишь при особой установке на «картинный» способ видения и он доступен лишь тем, кто владеет навыками самонаблюдения (аналитическая интроспекция), которым легче подвергнуть рисунок, труднее реальную сцену.
Далее Гибсон отмечал, что специфика зрительного восприятия состоит в том, что наряду с низшими формами восприятия человек обладает и высшими культурными формами (восприятия картин).
Зрение это целая воспринимающая система (состав которой глаза, голова, туловище, ноги), а не просто канал, по которому передаются ощущения.
Таким образом, восприятие не является реакцией на стимул, а есть акт извлечения информации.
При наличии информации восприятие может состояться, а может и не состояться.
Восприятие зависит от возраста воспринимающего, от того насколько он научился воспринимать, и насколько сильна у него мотивация к восприятию.
Создавая живописные произведения, художники создают оптическую информацию для показа другим людям.
Следовательно, это средство общения, порождающее опосредованное познание, но это познание больше похоже на прямое извлечение информации, чем на познание опосредованное языком.
Ряд педагогов останавливается на этих закономерностях извлечения информации.
Так,
B.C.
Кузин отмечает, что умение «видеть» предмет предполагает видеть в нем главное, существенное, которое заключается для
рисующего прежде всего в особенностях конструктивного строения предмета, его пространственного положения, пропорциях, цвета, распределения светотени [131].
Об этом же писал и Б.М.
Теплое: «В изобразительных искусствах задача изображения необходимо требует острого восприятия подлинного «вида» вещей, снятия той завесы с привычно-схематических представлений, которая заслоняет 117

[Back]