134 В системе подготовки студентов в вузах обучение истории искусств имеет фундаментальное значение. Поэтому совершенствование академического образования и педагогического процесса его реализации требует использования эффективных методов организации учебного процесса. Как определено выше любая система обучения характеризуется составом структурой и функционированием. Методологическую и естественно-научную базу для решения исследуемой проолемы составляют достижения современной науки в области философии познания, теории систем, дидактики, теории воспитания, гносеологии, логики. Известно, что любая деятельность человека, человеческая практика может быть успешной тогда, когда она сообразуется с законами природы и общества в данной области действительности, соответствует этим законам. Практика, которая противоречит законам природы, не считается с ними, не может быть успешной. Общепризнанно, что законы природы и общества раскрываются наукой и составляют то, что называется теорией. В соотношении практики и теории возможны разные варианты. Часто практика опирается на уже познанные наукой и теоретически оооснованные законы, использует их в свои целях. Иногда практика сама интуитивно нащупывает законы, которые в явном виде еще не познаны наукой. Ярким примером этого являются шедевры мировой живописи и графики. По мере усложнения человеческой деятельности, усложнении условии и средств труда роль теории в познании реального мира неизбежно возрастает. Расширению информации, формированию зрительных образов способствует искусствоведческая литература, а также опыт художников, педагогов, позволяющий студентам усвоить систему художественного образования и воспитания, теоретиков-искусствоведов и их новых достижений, находок, творческих работ. Данная информация требует |
тур объединяющих эти элементы в целое, т.е. идет процесс синтеза (объединения на более высоком уровне). Новое направление системного мышления самое молодое, оно оформляется в ряде подходов: системно-кибернетическом (Р.Ф. Абдеев), синергетическом (В.И.Аршинов, А.М. Сидоркин, Л.И. Новикова, H.JT. Селиванова, М.Ю . Усманова и др.), гуманитарно-системном (Э.Н. Гусинский) и др. Роднят эти подходы аксиологические ориентиры, формирующиеся вокруг идеи гуманизма: идеи свободного развития,. идеи человека не как средства, а как цели и идеи взаимодействия системы человека с другими системами. При описании педагогических систем в рамках этих подходов уровень детальности в определении целей, элементов, связей, результатов ограничен принципом вероятности. Высшая школа рассматривается нами как саморазвиваюгцаяся социальнопедагогическая система. С точки зрения синергетики школа открытая система, поэтому внешние управляющие воздействия (то есть взаимодействие систем школы и управления, основанное на принципе дополнительности и комплиментарности) могут нарушить равновестность школы как социально-педагогической системы. В системе подготовки студентов-архитекторов в технических вузах обучение академическому рисунку имеет фундаментальное значение. Поэтому совершенствование академического образования и педагогического процесса его реализации требует использования эффективных методов организации учебного процесса. Как определено выше любая система обучения характеризуется составом структурой и функционированием. Развитие системы обучения академическому рисунку решалось в каждый исторический период по-разному. Многие художники-педагоги прошлого в целях развития системы обучения рисунку использовали рисование с различных точек зрения, внимательно изучали теорию теней и воздушной перспективы (состав и элементы функционирования), организовывали свое восприятие, ри95' совали по памяти, по представлению и по воображению (элементы функционирования), разрабатывали строгую последовательность в ведении изображения (способы изображения как элемент функционирования системы), составляли специальные постановки (состав) и т.д. Знание истории и методики обучения академическому рисунку является полезным фактором для моделирования развития системы обучения академическому рисунку студентов-архитекторов в технических вузах. Однако актуальной и научной эта тема стала относительно недавно. Поэтому при рассмотрении системы обучения академическому рисунку нет пока четкости в определении элементов системы. Часто при описании за систему принимается любая упорядоченность в обучении. Применительно к процессу подготовки архитекторов, система обучения рисунку требует специального научного обоснования и технологического решения для практической реализации. Наше исследование учитывает профиль подготовки будущих архитекторов. Кроме собственной творческой деятельности в искусстве и архитектуре, им предстоит вводить в мир гармонии и красоты человека. Создавать материальный мир, окружающий человека, по законам красоты, не нарушая гармонии человека и природы. В связи с этим архитектору необходимо знать теорию изобразительного искусства, уметь грамотно объяснять законы графического изображения. Методологическую и естественно-научную базу дтя решения исследуемой проблемы составляют достижения современной науки в области философии познания, теории систем, дидактики, теории воспитания, гносеологии, логики. Известно, что любая деятельность человека, человеческая практика может быть успешной тогда, когда она сообразуется с законами природы и общества в данной области действительности, соответствует этим законам. Практика, которая противоречит законам природы, не считается с ними, не может быть успешной. Общепризнанно, что законы природы и общества раскрываются наукой и составляют то, что называется теорией. В соотношении практики и теории воз96 можны разные варианты. Часто практика опирается на уже познанные наукой и теоретически обоснованные законы, использует их в свои целях. Иногда практика сама интуитивно нащупывает законы, которые в явном виде еще не познаны наукой. Ярким примером этого являются шедевры мировой живописи и графики. По мере усложнения человеческой деятельности, усложнений условий и средств труда роль теории в познании реального мира неизбежно возрастает. В настоящее время все большее значение получает тезис, что значимое влияние науки на практику обеспечивается в первую очередь разработкой крупных целостных теоретических концепций (теория информации и кибернетики, теория генетики и т.д.). Так, информация теряется различными способами, что ведет к увеличению энтропии системы, но чтобы приобрести новую информацию и уменьшить энтропию, следует произвести новые измерения, то есть затратить энергию. Если система эволюционирует в направлении упорядоченности, то ее энтропия уменьшается. Но это требует целенаправленных усилий, внесения информации, т.е. управления. В мире, где энтропия в целом стремиться к возрастанию, существуют местные временные островки уменьшающейся энтропии, это области прогресса. Механизм их возникновения состоит в естественном или целенаправленном отборе устойчивых форм. Человек всю жизнь борется с энтропией, занимается ее извлечением из окружающей среды отрицательной энтропии информации. Количество информации, отождествляемое с отрицательной энтропией (негэнтропией), становится подобно количеству вещества или энергии, одной из фундаментальных характеристик явлений природы. Энтропия и информация служат выражением двух противоположных тенденций в процессах развития. Если система эволюционирует в направлении упорядоченности, то ее энтропия уменьшается. Но это требует целенаправленных усилий, внесения информации, т.е. управления. Поэтому, обучение академическому рисунку, на наш взгляд, чтобы быть успешным должно отвечать объективным законам природы и расширять облас97 |