151 1.5. История становления и развития системы художественного образования: теория и история искусств как система культурночувственных представлении Рассматривая развитие отечественного высшего профессионального образования большинство исследователей отмечает, что ценностные ориентиры, воплощающие национальные и общечеловеческие универсалии духовной жизни современного общества и составляющие одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования, обладают» глубинной историей. Корреспондируясь в терминах определенных исторических эпох, они обладают способностью насыщения новым смыслом на новом витке исторического эволюционирования, способностью традиционно наследовать ценности ушедшего этапа и принимать их в последующем периоде, сохраняя их универсальнопозитивное, вневременное значение. Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости рассмотрения обучения истории искусства в рамках гуманистической парадигмы образования. Как показала практика, одной из наиболее важных задач, стоящих перед современной высшей школой, является соединение обучения и воспитания в единую систему, способствующую формированию интеллектуальной и духовной личности будущего специалиста, определяющих искомую динамически повышающуюся профессиональную компетентность выпускника вуза. В наши дни серьезно изменяется социальная, финансовая, внутренняя, внешняя политика, следовательно, модернизации подвержен и социальный заказ общества, который выполняют образовательные учреждения. В учебных планах появляются новые предметы, но данный путь экстенсивного овладения знаниями, практически исчерпал себя и, чтобы получить интенсивную модель обучения необходимо формировать способы деятельности. От того, насколько профессионально и мобильно станут работать |
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ 1.1. История становления и развития системы художественного образования. Рассматривая развитие профессионального образования в России многие исследователи отмечают, что аксиологические ориентиры, воплощающие национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющие одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования, историчны. Они всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода, сохраняя конструктивнопозитивное, непроходящее значение. Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости рассмотрения обучения рисунку в рамках гуманистической парадигмы образования. Наиболее актуальная задача, стоящая перед современной высшей школой, —соединение обучения и воспитания в единую систему, способствующую формированию интеллектуальной и духовной личности будущего специалиста. Сегодня меняется социальная, финансовая, внутренняя, внешняя политика, следовательно, изменился и социальный заказ общества, который выполняют школа и ВУЗы. Вводятся многие новые предметы, но это экстенсивный путь овладения знаниями, чтобы выйти на интенсивное обучение необходимо формировать способы деятельности. От того, как правильно будущие специалисты будут мыслить, а значит, и действовать, таким и будет то общество, в котором им предстоит жить. Академический рисунок как учебный предмет, формируя основы профессионализма будущих архитекторов, вместе с тем передает им основы художественной и эстетической культуры. Главное назначение культуры состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному 17 ском вузе с позиции системного подхода, мы видим обучение этим специальным дисциплинам как средство подготовки к будущей профессиональной деятельности архитектора. Поэтому функционирование системы обучения рисунку нами рассматривается в единстве и взаимосвязи между системами обучения всех дисциплин в вузе. Рассматривая развитие профессионального образования в России, многие исследователи отмечают, что аксиологические ориентиры, воплощающие национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющие одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования, историчны. Они всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода, сохраняя конструктивно позитивное, непреходящее значение. Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости рассмотрения обучения рисунку в рамках гуманистической парадигмы образования. Академический рисунок как учебный предмет, формируя основы профессионализма будущих архитекторов, вместе с тем передает им основы художественной и эстетической культуры. Главное назначение культуры состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей. Гуманитарная художественно-эстетическая культура оказывает воздействие на мировоззрение и нравственные ценности личности, развивает эстетические вкусы, содействует становлению гражданской позиции и ответственности человека. Формирование системы знаний о художественной культуре с позиций рисунка раскрывает процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатую информацию о многообразии культурных ценностей, о вкладе народов в мировую культуру человечества, о трудностях и противоречиях культурно-исторического процесса. Художественная культуры это память народов, бережно передаваемая от поколения к поколению в виде произведений искусства. 75 |