152 будущие специалисты, насколько ярко и самостоятельно они будут мыслить, настолько полноценным будет общество, в котором им предстоит существовать. История искусства как учебный предмет, формируя основы профессионализма будущих архитекторов, дизайнеров, специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма, переводчиков, педагогов-рисовалыциков, реставраторов формирует в их сознании основы художественной и эстетической культуры. Исторически основанное предназначение которой состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей. Художественное наследие и сфорх\шрованная на его основе культура оказывают воздействие на мировоззрение и нравственные ценности личности, формирует эстетические вкусы, содействует формированию активной гражданской позиции и ответственности. Как любая система, обучение истории искусства возникла как опыт осознания и выполнения сущности изображений, в древности из необходимости передачи информации. Эта система живет и продолжает развиваться в наши дни. В различные периоды существования человечества развитие системы обучения истории искусств развивалось по-разному. Визуальное восприятие и словесная интерпретация произведений искусства отражаются в культурной практике различных эпох и определяют сопутствующим им словарь. Безусловен тот факт, что визуальное восприятие предполагает сбалансированное соотношение наблюдаемой формы и невидимого, но вложенного в нее смысла. Средством, соотносящим культурно-чувственные представления, является образный язык искусства. В определенном смысле любой язык является системой, с помощью которой фиксируется и классифицируется жизненный опыт цивилизации. Художественный опыт, совершенствующийся в процессе |
раскрытию его талантов, дарований и способностей. Художественно эстетическая культура оказывает воздействие на мировоззрение и нравственные ценности личности, формирует эстетические вкусы, содействует формированию гражданской позиции и ответственности. Как любая система, обучение академическому рисунку возникла в древности из необходимости передачи опыта выполнения изображений, как способа передачи информации. Эта система живет и продолжает развиваться в наши дни. В ■ различные периоды существования человечества развитие системы обучения рисунку решалось по разному. В ходе развития и совершенствования системы обучения академическому рисунку совершенствовались формы и средства обучения рисунку. Так использовалось рисование с различных точек зрения, разрабатывалась строгая последовательность в ведении изображения, составляли специальные постановки и т.д. Совершенствовались теории теней, воздушной и линейной перспективы. Для того чтобы верно отобразить свое восприятие мира, рисовали по памяти, по представлению и по воображению. Становление человека, как личности происходит при активном познании им окружающего мира. Большое место в формировании человека принадлежит школе, которая призвана передать новому поколению ценности предшествующих поколений в виде опыта репродуктивной деятельности, опыта творческой деятельности и опыта отношений (И.Я. Лернер) [НО]. Все это способствует развитию интеллекта и духовности человека. Искусство развивает человека, позволяет познать мир в единстве мыслей и чувств. Оно дает возможность осознать явления бытия в их взаимосвязях, единстве и противоположности мира. Искусство позволяет человеку воспринимать мир в гармонии, осознать идеалы красоты и духовности. Понимание произведений искусства обогащает духовный мир человека через восприятие идеалов красоты, гармонии и нравственного отношения к окружающему миру, переданному нам другими поколениями, через произведения искусства. Памятники искусства достигают цели не только тем, что очаровывают зрение, а тем, что проникают в душу, производят глубокое впечатление, подобное действитель1$ ском вузе с позиции системного подхода, мы видим обучение этим специальным дисциплинам как средство подготовки к будущей профессиональной деятельности архитектора. Поэтому функционирование системы обучения рисунку нами рассматривается в единстве и взаимосвязи между системами обучения всех дисциплин в вузе. Рассматривая развитие профессионального образования в России, многие исследователи отмечают, что аксиологические ориентиры, воплощающие национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющие одну из сущностных основ его стратегии в сфере образования, историчны. Они всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вступать в контакт с ценностями последующего периода, сохраняя конструктивно позитивное, непреходящее значение. Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости рассмотрения обучения рисунку в рамках гуманистической парадигмы образования. Академический рисунок как учебный предмет, формируя основы профессионализма будущих архитекторов, вместе с тем передает им основы художественной и эстетической культуры. Главное назначение культуры состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей. Гуманитарная художественно-эстетическая культура оказывает воздействие на мировоззрение и нравственные ценности личности, развивает эстетические вкусы, содействует становлению гражданской позиции и ответственности человека. Формирование системы знаний о художественной культуре с позиций рисунка раскрывает процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатую информацию о многообразии культурных ценностей, о вкладе народов в мировую культуру человечества, о трудностях и противоречиях культурно-исторического процесса. Художественная культуры это память народов, бережно передаваемая от поколения к поколению в виде произведений искусства. 75 |