Проверяемый текст
Карев, Борис Анатольевич; Система обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза (Диссертация 2003)
[стр. 49]

+ 49 «саморазвивающейся системе», сущностью которой является взаимодействие педагога и студентов с целевой установкой на развитие и саморазвитие личности как целостности; на идеи К.
Д.
Ушинского о педагогической системе и определившего целью этой системы развитие человека как целостности, а также на современные исследования по теории систем, позволили нам в своих исследованиях рассматривать обучение и воспитание при изучении
истории искусств в вузе, как гуманитарные системы [434,454].
Устойчивое понятие «гуманитарная система» позволяет говорить о системе, формирующейся в процессе деятельности человека с его собственным способом моделирования мира в единстве сознания и бессознательного как личностно-подобная целостность.
Систему обучения, на поведение которой сильное влияние оказывают суждения, восприятия и эмоции человека, можно отнести к гуманитарным.
В педагогических исследованиях отмечается, что спектр объектов гуманитарных систем широк, среди них личность и культура, в социальном пространстве которых человек живет, моделирует
свое существование в окружающем мире.
А, в конечном итоге, сам человек система [89].

История науки свидетельствует о том, что для своего существования человек должен моделировать мир собственного поведения, соотносясь со временем и пространством, которые системны.
Эта мысль подтверждена многими
исследованиями (Р.Ф.
Абдеев, В.Н.
Вернадский, И.
Пригожин и ДР-)Приняв за исходное положение тезис И.Я.
Лернера, что содержание образования это педагогическая модель социальной культуры
[377] и опираясь на концепцию художественной практики как саморазвивающейся системы, предложенной М.С.
Каганом [294], можно рассматривать содержание образования, обучения и воспитания как взаимодействующие гуманитарные системы.
[стр. 19]

ности.
Мировая художественная школа имеет большой опыт в области художественного образования и воспитания.
Этот опыт изучается и обобщается новыми поколениями.
Без знания опыта изображения объемных тел на плоскости накопленного людьми невозможно выстроить стройную систему его передачи молодежи.
Как показывает история отечественной школы, нахождение решений важнейших проблем в обучении это длительный путь теоретических исследований, практических поисков и находок.
На современном этапе развития происходит научное осмысление закономерностей обучения и моделирование их на научной основе.
Приняв за исходное положение тезис, что содержание образования это педагогическая модель социальной культуры [ 110] и опираясь на концепцию культуры как саморазвивающейся системы, предложенной профессором М.С.
Каганом [139, 465], можно рассматривать информационное содержание по академическому рисунку, обучение и воспитания как взаимодействующие гуманитарные системы (см.
прил.
4).
Попытаемся проследить как с развитием и совершенствованием системы обучения рисунку все боле глубоко наполняется смыслом гуманистические основы развития личности при изучении рисунка (см.
прил.
8).
Из истории известно, что познать способы изображения окружающего мира на плоскости человечество стремилось всегда.
Если вспомнить наскальные изображения, то это не что иное, как воспроизведение древним человеком картины окружающего мира и отношения человека к нему.
Умения изображать окружающий мир человек приобрел путем наблюдения.
Обучение в это время не проводилось.
При возникновении ремесла передача искусства изображения на плоскости шло индивидуально от мастера к ученику.
И только с образованием государств и возникновением школ можно говорить об обучении искусству.
Первые изображения были плоскими.
Постепенно мастера прошлого овладевали искусством изображения объема.
Накапливаемый опыт постепенно обогащался и обобщался.
19

[стр.,57]

При изучении рисунка можно реализовать идеи гуманизма в общении и учебных видах деятельности при целеполагании, моделировании гуманитарных систем, организации деятельности и ее рефлексии.
А это и характеризует становление гуманистической позиции при взаимодействии гуманитарных систем человека, образования и жизнедеятельности.
В своей работе, взяв за основу системный подход ученых-педагогов, мы вышли на рассмотрение понимания обучения как целостности, т.е.
системы, где учебно-воспитательный процесс рассматривается как функционирование и развитие системы.
Развитие сложной системы обучения характеризуется переходом ее в новое качественное состояние: обучения в самообучение, воспитания — в самовоспитание, развития —в саморазвитие, а функционирование нами рассматривается как одна из трех системообразующих характеристик системы (см.
схема прил.
4).
В свете рассмотренного анализа гуманистических концепций воспитания и развития можно сделать вывод, что в фокусе их находится человек в качестве субъекта педагогического процесса, сам же педагогический процесс рассматривается как целостность, т.е.
сложная система.
Взаимодействие ее подсистем и составляет педагогический процесс.
Упорядочение этих понятий, наполнение смыслами художественного образования, гуманистических традиций обучения студентов-архитекторов рисунку и составило задачу наших исследований.
Опираясь на идеи П.Ф.
Каптерева о педагогическом процессе как «саморазвиваю щ ейся системе», внутренней стороной которой является взаимодействие педагога и воспитанников с целевой установкой на развитие и сам оразвитие личности как целостности; на идеи К.Д.
Ушинского о педагогической системе и определившего целью этой системы развитие человека как целостности, а также на современные исследования по теории систем, позволили нам в своих исследованиях рассматривать обучение и воспитание при изучении
рисунка в вузе как гум анитарны е системы [113, 236].
Гуманитарная система, это система, которая создается в процессе деятельности человека с его собственным способом моделирования мира в единст57

[стр.,58]

ве сознания и бессознательного как личностно-подобная целостность.
Система обучения это такое образование, на поведение которой сильное влияние оказывают суждения, восприятия и эмоции человека, поэтому она относится к гуманитарным.
В педагогических исследованиях отмечается, что спектр объектов гуманитарных систем широк, среди них личность и культура, в социальном пространстве которых человек живет, моделирует
взаимодействие своего бытия в окружающем мире.
А, в конечном итоге, сам человек система [89].

Наука свидетельствует, что человек для своей жизни на земле должен научиться моделировать мир своего поведения в данном времени и пространстве, а мир и пространство системны.
Эта мысль подтверждена многими
учеными, философами, социологами (Р.Ф.
Абдеев, В.Н.
Вернадский, Ф.
Капра, А.
Мень, И.
Пригожин, К.
Циалковский, и др.).
Приняв за исходное положение тезис И.Я.
Лернера, что содержание образования это педагогическая модель социальной культуры
[94] и опираясь на концепцию культуры как саморазвивающейся системы, предложенной профессором М.С.
Каганом [1II, 465], можно рассматривать содержание образования, обучения и воспитания как взаимодействующие гуманитарные системы.
Таким образом, исходя из того, что в университете взаимодействуют гуманитарные системы, целесообразно при моделировании занятий по рисунку в техническом вузе, равно как в любом учреждении образования, в качестве методологии принять системный подход.
В аспекте проблем построения системы знаний в профессиональнопредметной области мы опирались на исследования В.В.
Краевского, И Л .
Лернера, М.Н.
Скаткина [94, 124, 144] и др.
Нами были использованы материалы Н.Л.
Терского для разработки моделей обучения и воспитания.
В разработке гуманитарных систем при обучении рисунку мы ссылались на работы М.С.
Кагана, И.Я.
Лернера, Ю.К.
Татаренко, А.И.
Иконникова [109,111, 144,232] и др.
В этом контексте можно сослаться на материалы А.П.
Валицкой.
Она считает, что новая образовательная парадигма характеризуется следующими позиция58

[Back]