83 можно предположить, и вызвала к жизни различение понятий ноосферы (как сферы разума) и семиосферы [462]. Искусство, тоже содержит большое количество подсистем: авторы, их профессиональные объединения, отдельные произведения, системы массовой информации, средства распространения, и т.д. Произведения искусства обладают особыми свойствами: материальностью и воспроизводимостью (В. Беньямин), представлением различных видов искусства разных эпох, воплощением психологических устремлений и ценностных установок определенного автора или группы людей (недоступных буквальному исследованию), возможностью тиражирования и оценок критики. Но, самым главным свойством художественного произведения является воплощение в нем идеальных, духовных смыслов и ценностей в физически реальной форме, что и позволяет исследовать произведение искусства как информационный сигнал[525], переносящий информацию жизненно-важного уровня. Достаточное количество исследований предлагает рассматривать произведение искусства как модель внутреннего мира человека, воплощающую его отношение к окружающему миру, людям, общественным процессам и содержащую эмоциональную и, эстетическую оценки действительности, которые сами по себе системны. В предыдущем параграфе данного исследования указывалось, что гуманистическая педагогическая парадигма определяет целью педагогического процесса в вузе развитие личности студента, его интеллектуального, нравственного и профессионального потенциала. В этом смысле гуманизация ооразования позволяет решить две жизненно важные задачи: обеспечить сохранность глобального жизнеобеспечения человечества и повысить реальную ценность самого человека. И, гуманизация, с точки зрения данного исследования, может быть трактуема как принципиально важная открытость произведения искусства (как системы) и невозможность реализации его предназначения вне |
1.4 Гуманистические основы взаимодействия систем при обучении рисунку в вузе На пороге XXI века гуманистическая педагогическая парадигма определяет целью педагогического процесса в вузе развитие личности студента, его интеллектуального, нравственного и профессионального потенциала. В основе классической системы образования лежит подготовка человека знающего, в то время как мир больше всего нуждается в человеке не просто знающем, но понимающем. Система образования нуждается в опережающем развитии. Поэтому одна из первоочередных задач ликвидация разрыва между наукой и системой образования. В переходе от предметно-преобразовательной парадигмы к выживательной особенно важная роль принадлежит гуманитаризации и гуманизации естественно-научного и технического образования. Гуманизация образования позволяет решить две жизненно важные задачи: обеспечить сохранность глобального жизнеобеспечения человечества и повысит реальную ценность самого человека. Смена педагогических парадигм предполагает не только собственно образование (т.е. вооружение знаниями), но и воспитание, в процессе которого вырабатываются определенные ценностные ориентации. Представление о научении и развитии, происходящих в результате усвоения знаний обрекают студентов на принципиальную пассивность (внимание, слушание, понимание, воспроизведение). На первый план выходят идеи сосуществования, культивирования жизни и природы, диалога, сотрудничества, совместного действия. Эффективность профессиональной деятельности любого специалиста во многом определяется степенью сформированности ориентации его как личности. В понимании состояния развития личности архитектора наша точка зрения согласуется с воззрениями психологов, определяющими, что субъект это 100 |