84 индивидуального потребителя (студента, например), вне социальной среды. Функциональные связи автора и зрителя, педагога и студента, возникающие в обращении к произведению искусства иллюстрируются при помощи схем [130, 169, 170]. Внимания заслуживает то, что основной поток информации направлен от автора к зрителям (студентам и т.д.), но выбор автора (путем создания определенного произведения искусства) осуществляется именно зрителями, среди которых есть люди, способные оценивать произведения профессионально. Есть непосредственная обратная связь «зритель-автор», не смотря на то, что она явно ситуационного свойства. Также, характерна и задержка обратной связи во времени. Поэтому, выбор произведений искусства и как следствие авторов, производится на основе каких-либо определенных предпочтений, формируемь которые средой в ходе ее саморазвития, с помощью традиции поддерживаются разнообразными образовательными учреждениями и средствами массовой информации. Актуальная смена педагогических парадигм предполагает не только образование и воспитание, в процессе которых вырабатываются определенные ценностные ориентации. Стандартное представление о научении и развитии, происходящих только в результате усвоения знаний обрекает студентов на принципиальную пассивность (внимание, слушание, понимание, воспроизведение). Ныне на первый план выходят идеи сосуществования, культивирования жизни и природы, диалога, сотрудничества, совместного действия. Эффективность профессиональной деятельности (функциональная грамотность, компетентность) любого специалиста во многом определяется степенью сформированное™ ориентации его как личности. В понимании состояния развития личности архитектора, дизайнера, реставратора точка зрения данного исследования согласуется с мнением психологов, определяющих субъект как развивающуюся личность, способную в деятельности осознавать цели и адекватные им технологии, |
1.4 Гуманистические основы взаимодействия систем при обучении рисунку в вузе На пороге XXI века гуманистическая педагогическая парадигма определяет целью педагогического процесса в вузе развитие личности студента, его интеллектуального, нравственного и профессионального потенциала. В основе классической системы образования лежит подготовка человека знающего, в то время как мир больше всего нуждается в человеке не просто знающем, но понимающем. Система образования нуждается в опережающем развитии. Поэтому одна из первоочередных задач ликвидация разрыва между наукой и системой образования. В переходе от предметно-преобразовательной парадигмы к выживательной особенно важная роль принадлежит гуманитаризации и гуманизации естественно-научного и технического образования. Гуманизация образования позволяет решить две жизненно важные задачи: обеспечить сохранность глобального жизнеобеспечения человечества и повысит реальную ценность самого человека. Смена педагогических парадигм предполагает не только собственно образование (т.е. вооружение знаниями), но и воспитание, в процессе которого вырабатываются определенные ценностные ориентации. Представление о научении и развитии, происходящих в результате усвоения знаний обрекают студентов на принципиальную пассивность (внимание, слушание, понимание, воспроизведение). На первый план выходят идеи сосуществования, культивирования жизни и природы, диалога, сотрудничества, совместного действия. Эффективность профессиональной деятельности любого специалиста во многом определяется степенью сформированности ориентации его как личности. В понимании состояния развития личности архитектора наша точка зрения согласуется с воззрениями психологов, определяющими, что субъект это 100 |