85 осуществлять моделирование своего поведения, организацию деятельности по достижению целей и ее рефлексию. В целях повышения эффективности высшего образования возникает необходимость дальнейшего исследования проблемы, разработки теории целевых и процессуальных основ подготовки будущих архитекторов в свете гуманистических направлений, обеспечивающих развитие их профессионализма направленного на общественное благо. Ведущим положением отечественной проектно-художественной школы является концепция комплексного художественно-композиционного и научно-технического образования, основанного гуманистически. При обучении педагог напрямую ие указывает студентам воспитательные цели и пути их достижения, позволяющие сделать ценностные ориентации внутриличностным образованием. В этом аспекте многие педагоги считают, что человеку (в контексте данной работы студенту) приходится соотносить свое поведение с нравственными ориентирами, которые заслуживают внимания, так как формируются на основе общечеловеческих ценностей. Функционирование произведения искусства в открытой системе свидетельствует о том, что итог восприятия произведения зависит не только от него (произведения) самого, но и от зрителя (студента, да и просто воспринимающего произведение человека), и прежде всего, от его тезауруса [158, 169, 253], а также от его эстетических, нравственных или иных установок. Произведение оказывается целостным и разомкнутым одновременно, оно становится настолько же автономным, насколько и сообщенным с действительностью. Поэтому, следует говорить не столько об исполнении (создании), сколько о его интерпретации [15, 37, 55]. Существует прямая зависимость рассматриваемой мегасистемы от взаимодействия ее элементов и подсистем, поскольку искусство и образование эволюционируют в процессе саморазвития. Принимая к сведению, что понятие гуманизма трактуется |
развивающаяся личность человека, способная в деятельности осознавать цели и адекватные им технологии, осуществлять моделирование своего поведения, организацию деятельности по достижению целей и ее рефлексию. В целях повышения эффективности высшего образования возникает необходимость дальнейшего исследования проблемы, разработки теории целевых и процессуальных основ подготовки будущих архитекторов в свете гуманистических направлений, обеспечивающих развитие их профессионализма направленного на благо людей на основе добра, гармонии и красоты (см. прил. 8). Ведущим положением отечественной архитектурной школы является концепция комплексного художественно-композиционного и научно-технического образования на общей гуманитарной основе. Практика обучения в вузе свидетельствует, что формирование ценностной ориентации личности студента, а, следовательно, будущего архитектора является проблемой, требующей решения. При обучении рисунку педагог «напрямую» не указывает воспитательные цели и пути их достижения, позволяющие ценностные ориентации сделать внутриличностным образованием. В этом аспекте многие педагоги считают, что человеку, а поэтому и студенту, приходится соотносить свое поведение с нравственными ориентирами, которые заслуживают внимания, так как формируются на основе общечеловеческих ценностей. Для проведения исследований по обозначенным проблемам мы обратились к литературе по философии, психологии, педагогике, обосновывающей эту парадигму в образовании. Новая гуманистическая парадигма в высшей школе характеризуется направленностью на признание человека, как высшей ценности. Понятие гуманизм (от лат. человечный) трактуется следующим образом: принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способностей к совершенствованию ; требование свободы и защиты достоинства личности ; идея о правах человека на счастье и в том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть 101 |