94 потенциала педагога. Гуманистические идеи могут быть реализованы, если они найдут свое отражение в целях обучения, правильно технологизированных [181]. В российской академической системе обучения истории искусства отделилось от филологических наук и стало представлять самостоятельную область познания в XIX веке. Высокие духовные и нравственные идеалы, а также познание реальности, ее устройство, правила ее изображения являлись путем профессионализации студента, предлагаемым педагогической системой Академии художеств. Академическая система обучения создала предпосылки формирования и функционирования преемственности художественных и методических исканий, передачи от поколения к поколению лучших накопленных профессиональных традиций и навыков. Опираясь на опыт всего мирового и отечественного искусства, Академия, трудами педагогов, синтезировала высшие достижения, обобщила, и последовательно включила их в систему художественного образования и художественно-творческой практики. Таким образом, академический предмет «История искусств», способный восстановить фундаментальность художественного образования, несет в себе идею изучения орудий конструктивной работы сознания человека (поскольку принцип конструктивного изображения в своем истоке предшествует языку, он непосредственно связан с изобразительной деятельностью), познания законов гармонии человека и его самосовершенствования. Произведения искусства рассматриваются в ключе конструктивного изображения, и в свете произведения искусства раскрывается эстетическое содержание всякого творческого деянияпроизведения. Вопрос только в том, какую проблему решает субъект, возвышая свое творение до произведения искусства, ведь в сфере искусства находит свое завершение стремление жизнедеятельности к полноте своего сознательного осуществления. Это стремление идет от сознательного (целеполагающего) действия к осознанной |
ставляет смысл искусства. Он, полностью соглашаясь с Платоном, считал, что художник является всегда только творцом, создающим нечто иное, новое и разнообразное относительно живой природы, он преобразует природу. «Человек, набирающийся постоянно впечатлений от природы и жизни и выводящий из них закон, может быть творцом вполне, потому что сила духа есть сила знания, знание твое из натуры» [243:62]. Таким образом, в педагогической системе Чистякова знание законов искусства, законов развития художественной формы приобретает исключительное значение. По мысли П.П. Чистякова, такие ошибки должен был искать сам учащийся, а роль педагога состояла в режиссуре. Задавая программу выполнения упражнений, педагог неукоснительно и требовательно следил за ее выполнением учащимися. Каждое упражнение было у него расписано от первого до последнего этапа. Данные упражнения составляли богатый фундамент для развития базы творчества молодого художника-педагога. В настоящее время идеи П.П. Чистякова по-прежнему актуальны. Они созвучны со стремлениями тех педагогов, которые утверждают необходимость научения учащегося творить. Ученики П.П. Чистякова, независимо от их профессионального уровня и степени одаренности, работая по системе педагога, достигали высоких результатов. Для этого он давал всегда исчерпывающую информацию, что именно и как следует делать, почему и зачем прибегать в каждом конкретном случае к тем или иным приемам исполнения. Педагог подходил к каждому учащему индивидуально, задания были разнообразными и конкретными. В.Н. Яковлев, например, писал: «Рисунок должен подчиниться тем же строгим законам, которым подчиняется строение натуры. Рисующий должен изощрять свой глаз, упражнять свою руку, стремиться к постоянному совершенству» [66, 7]. Академическая система обучения создала предпосылки формирования и функционирования преемственности художественных и методических исканий, передачи от поколения к поколению лучших накопленных профессиональных традиций и навыков. Опираясь на опыт всего мирового и отечественного ис112 кусства, Академия трудами своих педагогов синтезировала высшие достижения, обобщала, разумно и последовательно включала их в систему художественного образования и художественно-творческой практики. Таким образом, в 30-е годы была восстановлена академическая система обучения рисунку, которая всемерно способствовала формированию и творческих навыков мастерства своих учеников. В Академии были подготовлены из них сотни самобытных творческих индивидуальностей, прекрасных педагогов, в том числе и для художественно-графических факультетов педагогических институтов, которые стали создаваться в конце 30-х годов. Таким образом сам предмет академический рисунок несет в себе идею изучения человека, познание законов красоты и гармони в человеке и для совершенствования самого человека. Российская художественная школа на всех этапах своего развития почти всегда стояла на гуманистических позициях в обучении рисунку. и з |