Проверяемый текст
Черкасова Татьяна Викторовна. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации как форма социально-правовой защищенности граждан (Диссертация 2001)
[стр. 102]

103 Большинство исследователей проблемы вообще не рассматривают это требование как самостоятельное.
Так, П.Я.Трубников говорит лишь о возможности обращения в суд с требованием о публикации ответа в случае отказа СМИ в такой публикации либо нарушении установленного порядка опубликования ответа
Эго, по его мнению, свидетельствует о применении правил условной подведомственности.107 Полагаем, что гражданин вправе реализовать свое право на защиту прежде всего путем непосредственного обращения в суд с требованием об опубликовании своею ответа в СМИ.
Для внесения ясности в законодательное регулирование необходимо прямо оговорить это право в общей материальной норме.
Для этого
л.
3 ст.
152 следует изложить в следующей редакции: «Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы
сведения, ущемляющие его права и охраняемые законом интересы, имеет право требовать по суду опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации».
В связи с изложенным для установления единообразия в законодательном регулировании необходимо из ст.46 Закона РФ «О средствах массовой информации», закрепляющей право гражданина, в отношении которого в средстве массовой информации распространены сведения не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы, на ответ (комментарий, реплику) в том же СМИ исключить слова «не соответствующие действительности», оставив, как в ст.152 ГК РФ, одно единственное основание ущемление распространенными сведениями прав и интересов граждан.
Законом не урегулирован вопрос, в порядке какого вида гражданского судопроизводства
подтежит рассмотрению заявление о признании распространенных сведений не соответствующими действительности, если установить лицо, распространившее порочащие сведения невозможно, в исковом или особом.
В науке гражданско-процессуального права большинство
107 Трубников П.Я.
Указ.
соч.
С.
155.
[стр. 120]

120 * ♦ ность непосредственно обратиться в суд со следующими требованиями: 1.
Об опровержении порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений (ч.
1 ст.
152 ГК).
2.
О возложении на СМИ, распространившее сведения, ущемляющие права и законные интересы гражданина, обязанности опубликовать ответ истца (ч.
Зсг.
152 ГК).
3.
О признании распространенных сведений не соответствующими действительности, если установить лицо, распространившее порочащие сведения невозможно
(ч.
6 ст.
152 ГК).
Требование об опровержении порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений следует рассматривать в качестве универсального.
Его предъявление допустимо независимо от способа распространения несоответствующих действительности порочащих сведений в случае непосредственного посягательства на честь, достоинство, деловую репутацию.
Относительно выделения в качестве самостоятельного искового требования требования об опубликовании ответа в СМИ, распространившем сведения, ущемляющие права и интересы гражданина, нет единого мнения.
Большинство исследователей проблемы вообще не рассматривают это требование как самостоятельное.
Так, П Я.
Трубников говорит лишь о возможности обращения в суд с требованием о публикации ответа в случае отказа СМИ в такой публикации либо нарушении установленного порядка опубликования ответа.

Это, по его мнению, свидетельствует о применении правил условной подведомственности1.
Полагаем, что гражданин вправе реализовать свое право на защиту прежде всего путем непосредственног о обращения в суд с требованием об опубликовании
своего ответа в СМИ.
Для внесения ясности в законодательное регулирование необходимо прямо оговорить это право в общей материальной норме.
Для этого
п.
3 ст.
152 следует изложить в следующей редакции: «Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы
сведе1 Трубников П.Я.
Указ.
соч.
С.
155.


[стр.,121]

121 m ния, ущемляющие его права и охраняемые законом интересы, имеет право требовать по суду опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации».
В связи с изложенным для установления единообразия в законодательном регулировании необходимо из ст.
46 Закона РФ «О средствах массовой информации», закрепляющей право гражданина, в отношении которого в средстве массовой информации распространены сведения не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы, на ответ (комментарий, реплику) в том же СМИ исключить слова «не соответствующие действительности», оставив, как в ст.
152 ГК РФ, одно единственное основание ущемление распространенными сведениями прав и интересов граждан.
Законом не урегулирован вопрос, в порядке какого вида гражданского судопроизводства
подлежит рассмотрению заявление о признании распространенных сведений не соответствующими действительности, если установить лицо, распространившее порочащие сведения невозможно, в исковом или особом.
В науке гражданско-процессуального права большинство
исследователей проблемы отдает предпочтение особому судопроизводству (П.
Я .
Трубников, М.Л.
Шелютто).
Ввиду отсутствия ответчика, действительно, такого рода заявления правильней рассматривать в порядке особого производства.
Для этого необходимо включить эту категорию дел в перечень дел, рассматриваемых в данном виде гражданского судопроизводства (ст.
245 ГПК), а в отдельной главе оговорить специфику их рассмотрения.
До установления этого правила, полагает П.Я.
Трубников, такие заявления в порядке исключения можно было бы рассматривать применительно к исковому производству, в виде иска о признании1.
С этим вполне можно согласиться.
В соответствии со ст.
45 Закона РФ «О средствах массовой информации» отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опро1 Трубников П.Я Применение судами законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации // Законность.
1995.
К*?5 С.
11.


[стр.,145]

145 время выступает имущественным способом защиты неимущественных прав Иск о компенсации морального вреда носит имущественный характер, о чем свидетельствует возможность его обеспечения.
Не менее актуальной, на наш взгляд, является и проблема обеспечения иска о защите чести, достоинства, репутации.
Речь идет о требованиях об опровержении порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений (ч.
1 ст.
152 ГК РФ), о признании распространенных сведений не соответствующими действительности, если установить лицо, распространившее порочащие сведения невозможно (ч.
6 ст.
152 ГК РФ), а также об обжаловании отказа в опровержении (опубликовании ответа) и обжалование нарушения порядка опровержения (опубликования ответа).
Единственно, невозможно обеспечение исков о возложении на СМИ, распространившем сведения, ущемляющие права и законные интересы гражданина, обязанности опубликовать ответ истца (ч.
3 ст.
152 ГК РФ).
Применение конкретной меры по обеспечению иска из предусмотренных в законе (ст.
134 ГПК) зависит прежде всего от характера предъявленного требования.
В нашем случае наиболее приемлемой мерой по обеспечению иска является запрещение ответчику совершать определенные действия.
Закон не содержит перечня действий, которые запрещено совершать ответчику (п.
2 ст.
134 ГПК).
Применительно ко всем требованиям, связанным с защитой чести и достоинства, определение конкретного действия зависит от способа распространения порочащих сведений.
Так, при опубликовании порочащих сведений в печатном издании запрет совершать определенные действия может выражаться в запрете переиздания и изъятии изданного тиража книги, в случае трансляции теле-радиопрограммы запрете ее повторного выхода либо снятии ее с эфира, если порочащие сведения содержались в сс рекламе.
Определенный положительный опыт в регулировании данного вопроса воплощен в Законе РФ от 9 июля 1993 г.
«Об авторском праве и смежных пра

[Back]