Проверяемый текст
Черкасова Татьяна Викторовна. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации как форма социально-правовой защищенности граждан (Диссертация 2001)
[стр. 174]

175 «Механизм правовой защиты» определяется нами как система прав, свобод, законных интересов и основополагающих правовых принципов, способов (мер) их защиты, а также процедур осуществления имеющихся способов защиты.
Соответственно механизм правовой защиты чести и достоинства личности представляет собой систему общих и специальных способов защиты указанных благ, а также процедуру их реализации.
В диссертации обосновывается, что такие нематериальные блага как, честь, достоинство, репутация в их ненарушенном состоянии не являются объектами ни гражданско-правового, ни какого-либо иного правового воздействия.
Однако использование гражданско-правовых способов их защиты
т не может быть реализовано без урегулирования отношений по их охране в гражданском законодательстве.
Только с момента посягательства на указанные нематериальные блага нормы гражданского права осуществляют регулирование путем установления конкретных мер (способов) защиты, выступающих важным звеном
всего охранительного механизма.
Представляется, что традиционная связка «честь и достоинство», а также взаимопроникающий характер этих категорий не случайны.
Их объединяет общая теоретическая, правовая и социальная основа.
Вместе с тем масштабы рассматриваемых нами моральных характеристик личности
к несоизмеримы.
Достоинство личности предстает перед нами, прежде всего, как всеобъемлющая нравственно-правовая категория, критерий, определяющий сущность всей правовой системы и устройство государства.
Одновременно достоинство личности выступает как внутренняя оценка личностью своих качеств (самооценка).
В данном случае оно конкретизируется в отдельно взятом правоотношении, связанном с посягательством на честь и достоинство как нравственно-правовые характеристики отдельно взятой личности, коллектива, общности людей.

Несомненно, при посягательстве на честь одновременно нарушается
v репутация гражданина, так как кардинально меняется положительное мнениео нем общества Следовательно, репутация выступает в качестве родового »
[стр. 77]

инство личности, как нами было отмечено, предстает прежде всего как всеобъемлющая нравственно-правовая категория, критерий определяющий сущность всей правовой системы и устройства государства.
Одновременно достоинство личности выступает как внутренняя оценка личностью своих качеств (самооценка).
В данном случае оно конкретизируется в отдельно взятом правоотношении, связанном с посягательством на честь и достоинство как нравственноправовые характеристики отдельно взятой личности, коллектива, общности людей.

Следует заметить, что посягательство происходит не на само достоинство, поскольку его нельзя ни уменьшить, ни отнять, а на чувство достоинства.
Как отмечает М.
Л.
Шелютто, «категория «достоинство» связана не только с самооценкой личности, чувством собственного достоинства, но и с ценностью каждого гражданина.
Достоинство человека признается за каждым независимо от самооценки и оцениваемых окружающими индивидуальных качеств и проявлений личности»1 2.
Действительно, защите, в том числе и гражданскоправовой, подлежит достоинство даже тех, кто не всегда способен к самооценке, например малолетних лиц, страдающих психическими расстройствами.
Таким образом, достоинство человека является абсолютной ценностью, ничто не может быть основанием для его умаления.
Понятие же чести связывается с конкретным положением человека в обществе, признаваемыми за ним заслугами.
Дискуссия о содержании понятий чести и достоинства, справедливо замечает А.А.
Власов, становится все более предметной, если исходить не столько из семантики терминов, сколько из методологического их значения в создании научных концепций, в частности об их обеспечении и защите .
Законодательство РФ формально различает понятия «честь» и «достоинство» как несовпадающие.
При этом ответственность наступает при умалении и того и другого одновременно.
Между тем ни законодательство, ни судебная практика, обобщенная в постановлениях 11ленума ВС РФ, не дают определения этих понятий, что существенно усложняет квалификацию действий ответчика.
1 Шелютто М.
Л.
Указ.
соч.
С.
7.
2 Власов А.А.
Указ соч.
С.
9.


[стр.,206]

206 представляет собой систему общих и специальных способов защиты указанных благ, а также процедуру их реализации.
К общим способам защиты исследуемых нематериальных благ относятся конституционно-правовой, административно-правовой и международноправовой способы.
Под специальными способами защиты чести, достоинства и деловой репутации (способами непосредственной защиты) подразумеваются фажданско-правовой и уголовно-правовой способы защиты указанных нематериальных благ.
К способам непосредственной защиты следует также отнести внесудебный порядок защиты чести, достоинства, доброго имени и деловой репутации (государство не участвует СМИ и гражданин).
В работе обосновывается вывод о том, что конституционный и административный механизмы служат для охраны прав и свобод граждан в широком понимании категории «охрана», предполагающей как установление общего правового режима, так и определение мер (способов) защиты нарушенных благ.
Вместе с тем в отношении непосредственной защиты нарушенных субъективных прав функционирование указанных механизмов имеет определенную специфику.
'Гак, конституционное правосудие, осуществляемое в форме конституционного контроля, не направлено непосредственно на защиту конкретного субъективного права.
Специфика конституционной защиты заключается в ее глобальности и действии на перспективу.
В этом смысл конституционного контроля, в какой бы форме он ни осуществлялся.
Административная же юстиция более конкретна, поскольку позволяет защитить отдельно взятое субъективное право.
Однако для нее не свойственна восстановительная функция.
В диссертации обосновывается, что такие нематериальные блага как, честь, достоинство, репутация в их ненарушенном состоянии не являются объектами ни гражданско-правового, ни какого-либо иного правового воздействия.
Однако использование гражданско-правовых способов их защиты
не может быть реализовано без урегулирования отношений по их охране в гражданском законодательстве.
Только с момента посягательства на указанные нематериальные блага нормы гражданского права осуществляют регулирование путем установления конкретных мер (способов) защиты, выступающих важным звеном


[стр.,207]

207 всего охранительного механизма.
Веским аргументом в пользу утверждения, что субъективного права на честь и достоинство не существует без их нарушения, является тот факт, что пользование ими не носит юридического характера.
Тем самым одна из основных возможностей субъективного права возможность пользования социальными благами не находит в данном случае применения.
Таким образом, можно говорить лишь о субъективном праве на защиту чести и достоинства.
Представляется, что традиционная связка «честь и достоинство», а также взаимопроникающий характер этих категорий не случайны.
Их объединяет общая теоретическая, правовая и социальная основа.
Вместе с тем масштабы рассматриваемых нами моральных характеристик личности
несоизмеримы.
Достоинство личности предстает перед нами, прежде всего, как всеобъемлющая нравственно-правовая категория, критерий, определяющий сущность всей правовой системы и устройство государства.
Одновременно достоинство личности выступает как внутренняя оценка личностью своих качеств (самооценка).
В данном случае оно конкретизируется в отдельно взятом правоотношении, связанном с посягательством на честь и достоинство как нравственно-правовые характеристики отдельно взятой личности, коллектива, общности людей.

Поскольку достоинство связывается не только с самооценкой, но и с ценностью каждого гражданина как личности, причем последнему отведена первостепенная роль, у нас есть все основания полагать, что достоинство подлежит защите в полной мере, независимо от степени совпадения с общественной оценкой личности (честью).
Несомненно, при посягательстве на честь одновременно нарушается
репутация гражданина, гак как кардинально меняется положительное мнение о нем общества.
Следовательно, репутация выступает в качестве родового
понятия.
В ее основе лежит достоинство личности, а наиболее высоким ее проявлением является честь.
Такого рода представления о репутации гражданина приводят к выводу, что посягательство на честь и достоинство это наиболее серьезный случай нарушения репутации.

[Back]