Проверяемый текст
Черкасова Татьяна Викторовна. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации как форма социально-правовой защищенности граждан (Диссертация 2001)
[стр. 177]

178 Пленума Верховного суда РФ №11 от 18.08.1992г., а затем по результагам практического применения предусмотреть отдельным пунктом в ст.
152 ГК РФ.
Поскольку Закон не содержит перечня действий, которые запрещено
совершать ответчику, как меры по обеспечению исков о защите чести и достоинства, определение конкретного действия должно зависеть от способа распространения порочащих сведений.
Так, при опубликовании порочащих сведений в печатном издании запрет совершать определенные действия может выражаться в запрете переиздания и изъятии изданного тиража книги, в случае трансляции телерадиопрограммы
в запрете ее повторного выхода либо снятии ее с эфира, если порочащие сведения содержались в рекламе.
» Представляется, что всех потенциальных истцов-граждан в зависимости от характера их заинтересованности можно подразделить следующим образом:
граждане, обращающиеся в суд, когда распространенные порочащие сведения касаются их лично (они в них узнаваемы); граждане, обращающиеся в суд, когда сведения распространены в отношении близких им лиц (родственников, сослуживцев, соратников) в том числе умерших, поскольку при этом опорочены одновременно и их честь, достоинство и деловая репутация; граждане, обращающиеся в суд, когда распространенные порочащие и сведения касаются общности людей (трудового коллектива, партии, национальности) и одновременно умаляют «коллективное достоинство» и честь и достоинство отдельного представителя этой общности.
Особенность определения ответчика по спорам о защите чести, достоинства и (или) деловой репутации
в том, что распространитель и автор порочащих сведений могут не совпадать в одном
липе.
Однако ответственность в любом случае должны нести как автор порочащих сведений, так и их распространитель.

Вместе с тем из содержания и смысла действующего законодательства
нс ясно, какое процессуальное положение они занимают в * процессе.
В такой ситуации речь должна идти исключительно об обязательном соучастии.
[стр. 145]

145 время выступает имущественным способом защиты неимущественных прав Иск о компенсации морального вреда носит имущественный характер, о чем свидетельствует возможность его обеспечения.
Не менее актуальной, на наш взгляд, является и проблема обеспечения иска о защите чести, достоинства, репутации.
Речь идет о требованиях об опровержении порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений (ч.
1 ст.
152 ГК РФ), о признании распространенных сведений не соответствующими действительности, если установить лицо, распространившее порочащие сведения невозможно (ч.
6 ст.
152 ГК РФ), а также об обжаловании отказа в опровержении (опубликовании ответа) и обжалование нарушения порядка опровержения (опубликования ответа).
Единственно, невозможно обеспечение исков о возложении на СМИ, распространившем сведения, ущемляющие права и законные интересы гражданина, обязанности опубликовать ответ истца (ч.
3 ст.
152 ГК РФ).
Применение конкретной меры по обеспечению иска из предусмотренных в законе (ст.
134 ГПК) зависит прежде всего от характера предъявленного требования.
В нашем случае наиболее приемлемой мерой по обеспечению иска является запрещение ответчику совершать определенные действия.
Закон не содержит перечня действий, которые запрещено
совершать ответчику (п.
2 ст.
134 ГПК).
Применительно ко всем требованиям, связанным с защитой чести и достоинства, определение конкретного действия зависит от способа распространения порочащих сведений.
Так, при опубликовании порочащих сведений в печатном издании запрет совершать определенные действия может выражаться в запрете переиздания и изъятии изданного тиража книги, в случае трансляции теле-радиопрограммы
запрете ее повторного выхода либо снятии ее с эфира, если порочащие сведения содержались в сс рекламе.
Определенный положительный опыт в регулировании данного вопроса воплощен в Законе РФ от 9 июля 1993 г.
«Об авторском праве и смежных пра

[стр.,152]

152 ношении близких им лиц (родственников, сослуживцев, соратников), в том числе умерших, и при этом опорочены одновременно и их честь, достоинство и деловая репутация; граждане, обращающиеся в суд, когда распространенные порочащие сведения касаются общности людей (трудового коллектива, партии, национальности) и умаляют одновременно и «коллективное достоинство», и честь, и достоинство отдельного представителя этой общности.
Согласно п.
5 постановления Пленума Верховного суда РФ №11 от 18 августа 1992 г.1 (в ред.
от 25 апреля 1995г.
№6) ответчиками по искам об опровержении сведений, порочащих честь достоинство или деловую репутацию являются лица, распространившие эти сведения.
В зависимости от способа распространения порочащих сведений ответчиками могут быть обычные граждане, сообщившие эти сведения хотя бы одному третьему лицу, должностные лица, подписавшие служебную характеристику или приказ об увольнении по порочащим мотивам, предприятие, учреждение, организация, от имени которых выданы документы, содержащие порочащие сведения.
При распространении порочащих сведений в средствах массовой информации в качестве ответчиков привлекаются автор и редакция соответствующего СМИ.
Особенность определения ответчика по спорам о защите чести, достоинства и (или) деловой репутации
заключается в том, что распространитель и автор порочащих сведений могут не совпадать в одном лице.
Однако ответственность в любом случае должны нести как автор порочащих сведений, так и их распространитель.

Так, в ст.
57 Закона РФ «О средствах массовой информации» установлены основания освобождения от ответственности редакции, главного редактора, журналиста за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство кого-либо.
Одно из таких оснований получение информации опосредованно через различные формы официальных 1 Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по гражданским делам М., 1996.
С.
298.


[стр.,211]

18.08.1992 г., а затем по результатам практического применения предусмотреть отдельным пунктом в ст.
152 ГК РФ.
Поскольку Закон не содержит перечня действий, которые запрещено
совершать ответчику, как меры по обеспечению исков о защите чести и достоинства, определение конкретною действия должно зависеть от способа распространения порочащих сведений.
Так, при опубликовании порочащих сведений в печатном издании запрет совершать определенные действия может выражаться в запрете переиздания и изъятии изданного тиража книги, в случае трансляции теле-радиопрограммы в запрете
се повторного выхода либо снятии ее с эфира, если порочащие сведения содержались в рекламе.
Представляется, что всех потенциальных истцов-граждан в зависимости от характера их заинтересованности можно подразделить следующим образом:
граждане, обращающиеся в суд, когда распространенные порочащие сведения касаются их лично (они в них узнаваемы);граждане, обращающиеся в суд, когда сведения распространены в отношении близких им лиц (родственников, сослуживцев, соратников) в том числе умерших, поскольку при этом опорочены одновременно и их честь, достоинство и деловая репутация; • граждане, обращающиеся в суд, когда распространенные порочащие сведения касаются общности людей (трудового коллектива, партии, национальности) и одновременно умаляют «коллективное достоинство» и честь и достоинство отдельного представителя этой общности.
Особенность определения ответчика по спорам о защите чести, достоинства и (или) деловой репутации в том, что распространитель и автор порочащих сведений могут не совпадать в одном
лице.
Однако ответственность в любом случае должны нести как автор порочащих сведений, так и их распространитель.
Вместе с тем из содержания и смысла действующего законодательства
не ясно, какое процессуальное положение они занимают в процессе.
В такой ситуации речь должна идти исключительно об обязательном соучастии.

[Back]