Проверяемый текст
Черкасова Татьяна Викторовна. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации как форма социально-правовой защищенности граждан (Диссертация 2001)
[стр. 26]

26 характер стремления, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц и которая не обеспечена конкретной юридической обязанностью».16 Неадекватное использование в законодагельстве категории «законный интерес» ведет к ущемлению ряда социальных интересов личности, которые не получают должной правовой защиты.
В качестве наглядного примера можно взять такие неотъемлемые от личности блага как честь и достоинство.
Нормы отраслевого законодательства (гражданского, уголовного) предусматривают конкретные ситуации посягательств на честь и достоинство.
Вместе с тем возможны и такие случаи, которые прямо не
предус.могрены в законе.
Например, посягательствами на честь и достоинство личности будут присвоение кем-либо ее заслуг, нежелательное изображение лица, ошибочное отождествление разных лиц.
Безусловно, честь и достоинство должны быть защищены во всех случаях.
И это возможно, поскольку закон защищает не только личные права (блага), но и личные законные интересы.17 Поэтому любое посягательство на честь и достоинство, в чем бы оно ни было выражено, подпадает под категорию законного интереса и, следовательно, подлежит защите без какого-либо дополнительного правового
регулировать.
Конечно, было бы правильным предусмотреть в законодательстве наиболее
распросграненныс случаи посягательств на честь и достоинство с тем чтобы не допустить ущемления интересов личности в этой сфере и несколько облегчить работу правоприменителя.
Определим правовую природу названных явлений.
Социально-правовая защищенность как показатель уровня правовой защиты свидетельствует об эффективности действия различных институтов и отраслей права Большинство философов различных школ и направлений сходятся во мнении, что явление
16 Малько А.В.
Субъективное право и законный интерес // Правоведение.
1998.
№ 4.
С.
63.

17 Свердлык Г.А., Страунинг ЭЛ.
Зашита и самозащита гражданских прав: Учебное пособие.
[стр. 29]

29 ♦ ♦ * охрана соответствующих благ (чести, достоинства) обеспечивается несколько иными способами (средствами).
Категория законного интереса наиболее близко соприкасается с субъективным правом.
Практически в любом нормативном акте, где закреплен законный интерес, перед термином «законный интерес» всегда стоит слово «право».
Главным критерием для разграничения законных интересов и субъективных прав служит то обстоятельство, что «законный интерес в отличие от субъективного права есть простая правовая дозволенность, имеющая характер стремления, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц и которая не обеспечена конкретной юридической обязанностью»1.
Слабое использование в законодательстве категории «законный интерес» ведет к ущемлению ряда социальных интересов личности, которые не получают должной правовой защиты.
В качестве наглядного примера можно взять такие неотъемлемые от личности блага как честь и достоинство Нормы отраслевого законодательства (гражданского, уголовного) предусматривают конкретные ситуации посягательств на честь и достоинство.
Вместе с тем возможны и такие случаи, которые прямо не
предусмотрены в законе.
Например, посягательствами на честь и достоинство личности будут присвоение кем-либо ее заслуг, нежелательное изображение лица, ошибочное отождествление разных лиц2.
Безусловно, честь и достоинство должны быть защищены во всех случаях.
И это возможно, поскольку закон защищает не только личные права (блага), но и личные законные интересы.
Поэтому любое посягательство на честь и достоинство, в чем бы оно ни было выражено, подпадает под категорию законного интереса и, следовательно, подлежит защите без какого-либо дополнительного правового
регулирования.
Конечно, было бы правильным предусмотреть в законодательстве наиболее
распространенные случаи посягательств на честь и достоинство с тем чтобы не допустить ущемления интересов личности в этой сфере и несколько облегчить работу правоприменителя.
Малько А.В.
Субъективное право и законный интерес // Правоведение.
1998 №4.
С.
63.
*
Малеин И.
С.
Указ.
соч.
С.
108.


[стр.,30]

30 Определив для себя, что собой представляет социально-правовая защищенность и какова ее структура, мы не получим полного представления о рассматриваемой проблеме без выяснения вопроса, что такое социально-правовая защищенность институт права или правовое явление.
Институт права традиционно определяется в теории государства и права, как «сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений»1.
Правовые институты призваны регулировать отдельные стороны общественной жизни.
Очевидно, все наши рассуждения о природе социально-правовой защищенности не дают нам оснований относить ее к одному из правовых институтов.
Подтверждением этого является то обстоятельство, что социальноправовая защищенность как показатель уровня правовой защиты свидетельствует об эффективности действия различных институтов и отраслей права.
Большинство философов различных школ и направлений сходятся во мнении, что явление
это «то, в чем проявляется, обнаруживается сущность».
Анализ определения социально-правовой защищенности как состояния дел в государстве по защите прав человека, своего рода показателя уровня охраны прав и интересов граждан позволяет выделить эту сущность.
Таковой является сама охрана (защита) прав и интересов личности.
Таким образом, социально-правовая защищенность это довольно сложное правовое явление, синтез не только правовых институтов, но и отраслей права, нуждающееся в глубоком и детальном изучении.
Ясно то, что социальноправовая защищенность важная составляющая социальной защищенности имеет право на самостоятельное существование в правовой действительности.
Ценность рассматриваемого правового явления состоит в том, что оно конкретно, то есть носит адресный характер, поскольку позволяет определить уровень правовой защиты отдельно взятого гражданина.
Основная задача, которая ставилась нами при написании настоящей главы, состояла прежде всего в аргументированном обосновании существования 1 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.
Н.
И.
Матузова А.
В.
Малько.
М.: Юристъ, 1998.
С.
351.

[Back]