28 конституций ряда развитых стран достоинство человека определяет суть личности. В настоящее время достоинство личности не может рассматриваться только как объект одного из субъективных конституционных прав. Феномен человеческого достоинства, пройдя путь философско-религиозного осмысления, а затем государственно-правового признания, стал краеугольным понятием всех гуманитарных наук и в большей степени правоведения. Достоинство человека предстает как совокупность качеств биологического, нравственно-религиозного, национально-культурного и социального характера, которые индивидуализируют человека как личность, выделяют его из живой природы и помогают ему в ориентации на определенный жизненный стандарт.18 В теории права сам факт физической жизни человека уже предполагает возможное достоинство. Тем, что человеку как свободно-разумному существу присуще достоинство изначально, определяется некая заданноегь человеческого пути. На этом основывается уважение к себе гарант уважения к другому, правовой действительность достоинство выступает в качестве основы неотъемлемых прав и свобод человека, правовой системы, государственности в целом. Идея достоинства личности, его обеспечения на конституционном уровне возводится в ранг общеправового принципа. В статье 21 Конституции РФ записано: достоинство личности охраняется государсгвом. Ничто не может быть основанием для его умаления. Принцип обеспечения достоинства, отмечает В.В. Нсвинский, используется в качестве конституционно-правового критерия в правотворчестве и правоприменительной деятельности. Речь идет не только об обеспечении неприкосновенности человеческого достоинства при издании нормативных актов, но и актов правоприменительных органов.19 “ Анисимова M.II. Достоинство и ничтожество: различные статусы человека в обществе и характеристика личности// Актуальные проблемы юриспруденции/ Отв. ред. Блажевич Н.В.Тюмень. 1998. С. 125. 19 Невинский В.В. Немецкие граждане в свете основополагающих принципов Конституции ФРГ. Барнаул, 1994. С. 120. |
3 » ♦ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Современное социальноэкономическое и духовное состояние российского общества требует выдвижения на первый план социального в государстве и праве, приоритета социальной функции государства и права. Социальная политика государства это деятельность государства, ориентированная на человека, его благополучие, основной целью которой является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Главным условием обеспечения достойной жизни человека является гарантированность всей совокупности прав и свобод, а также возможность их надежной охраны и защиты правовыми средствами. По смыслу Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г.. Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и других международно-правовых актов, а также конституций ряда развитых стран достоинство человека определяет суть личности. Идея достоинства личности, его обеспечения на конституционном уровне возводится в ранг общеправового принципа. В статье 21 Конституции РФ записано: достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. В начале третьего тысячелетия феномен человеческого достоинства стал краеугольным камнем во всех гуманитарных науках и в большей степени в правоведении. В правовой действительности достоинство выступает основой неотъемлемых прав и свобод человека, правовой системы, государственности в целом. Принцип обеспечения достоинства используется в качестве конституционно-правового критерия в правотворчестве и правоприменительной деятельности. В силу этого достоинство личности не может рассматриваться только как объект одного из субъективных конституционных прав. Между тем, от обеспечения должного уровня охраны и защиты последнего во многом зависит торжество идеи достоинства в государстве и обществе. Нематериальные блага, среди которых особая роль отведена чести, достоинству, деловой репутации, в последнее время являются объектом пристального внимания в цивилистике. В то же время вопрос об их правовой природе до 32 I m По смыслу Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г.. Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и других международно-правовых актов, а также конституций ряда развитых стран достоинство человека определяет суть личности. Сегодня достоинство личности не может рассматриваться только как объект одного из субъективных конституционных прав. Феномен человеческого достоинства, пройдя путь философско-религиозного осмысления, а затем государственно-правового признания, стал краеугольным понятием всех гуманитарных наук и в большей степени правоведения. Достоинство человека предстает как совокупность качеств биологического, нравственно-религиозного, национально-культурного и социального характера, которые индивидуализируют человека как личность, выделяют его из живой природы и помогают ему в ориентации на определенный жизненный стандарт1. В теории права личное бытование человека уже предполагает возможное достоинство. Тем, что человеку как свободно-разумному существу присуще достоинство изначально, определяется некая заданность человеческого пути2. На этом основывается уважение к себе гарант уважения к другому. В правовой действительности достоинство выступает в качестве основы неотъемлемых прав и свобод человека, правовой системы, государственности в целом. Идея достоинства личности, его обеспечения на конституционном уровне возводится в ранг общеправового принципа. В статье 21 Конституции РФ записано: достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Принцип обеспечения достоинства, отмечает В.В. Нсвинский, используется в качестве конституционно-правового критерия в правотворчестве и правоприменительной деятельности3. Речь идет не 1 Невинский В.В. Немецкие граждане в свете основополагающих принципов Конституции ФРГ. Барнаул, 1994. С. 120. Анисимова М.Н. Достоинство и ничгтожество: различные статусы человека в обществе и характеристика личности И Актуальные проблемы юриспруденции / Отв. ред. Н.В. Блажсвич. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1998. С. 125. * Невинский В.В Указ. соч. С. 121. I 33 щ * только об обеспечении неприкосновенности человеческого достоинства при издании нормативных актов, но и актов правоприменительных органов. Вопреки распространенному в юридической литературе мнению, достоинство личности утверждается не только благодаря созданию обществом условий для жизни и развития личности, но и через акт самосознания. Речь идет не только об осознании личностью своего собственного достоинства (чувства достоинства), но и о всеобщей идее уважения человеческого достоинства. Действительно, в основе правового статуса личности лежит идея достоинства, а основополагающим принципом правовой защиты как способа обеспечения социально-правовой защищенности личности является принцип обеспечения достоинства личности. Идея достоинства личности в силу своей глобальности и универсальности реализуется в более конкретных категориях, в числе которых особое место занимает принцип неприкосновенности человеческого достоинства. Соблюдение данного принципа направлено на уважение достоинства личности и призвано обеспечить защиту' конкретных субъективных прав, в основе которых этот принцип в той или иной мере всегда присутствует По мнению немецких исследователей, в основных правах заложены «условия соблюдения» человеческого достоинства. Они сводят основные права к следующим пяти условиям соблюдения достоинства личности: 1. Обеспечение достойного жизни человека существования. 2. Обеспечение юридического равенства между людьми. 3. Обеспечение общественного и политического самовыражения (самоопределения) человека. 4. Гарантированность процессуальных прав человека против возможного произвола государства. 5. Соблюдение личной физической неприкосновенности человека1. Уяснению сущности категории «достоинство» способствует ее анализ в международно-правовых актах. Так, в статье 1 Всеобщей декларации прав и 1 Невинский В.В. Указ. соч. С. 58. |