30 5. Соблюдение личной физической неприкосновенности человека. Особое место в системе принципов занимает вопрос о неприкосновенности человеческого достоинства как одном из основных прав человека, фундаментальном положении для других основных прав и основополагающем конституционном принципе. Юридическая значимость конституционного принципа неприкосновенности человеческого достоинства находит очевидное отражение в его конкретизации. Конкретизация данного принципа, полагает В.В. Невинский, достигается прежде всего посредством закрепления субъективного права гражданина на неприкосновенность его достоинства, а также права на уважение и защиту достоинства со стороны государственной власти. Требование неприкосновенности человеческого достоинства проявляется в невозможности отчуждения, лишения и ограничения права всякого человека на соблюдение его достоинства. Для наличия факта нарушения человеческого достоинства необходимо выражение пренебрежения ценностью человека. Примером нарушения принципа неприкосновенности человеческого достоинства могут быть унизительные наказания физического и духовного характера, попрание юридического равенства людей. «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим человеческое достоинство обращению и наказанию» записано в ст. 5 Всеобщей декларации прав человека. Представляется, что частным случаем нарушения принципа неприкосновенности достоинства личности является посягательство на социально экономические права граждан. Пункт 5 статьи 23 Всеобщей декларации гласит: «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование». Здесь мы сталкиваемся с социальным содержанием категории достоинства в его узком понимании. Поскольку достоинство личности лежит в основе всей совокупности субъективных прав, нарушение любого из них влечет в той или иной мере посягательство на достоинство личности. Н.А. Придворов еще в 70-е годы двадцатого столетия обращал внимание на то, что в праве |
34 щ т « свобод человека ООН 1948 г. провозглашается, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Речь идет о равноценности достоинства всех людей. Столь же определенно звучит норма Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., закрепившая, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира» (преамбула). Наглядным примером возведения нравственной категории «человеческое достоинство» в ранг конституционного принципа является содержание Конституции ФРГ. В абзаце 1 статьи 1 Основного закона ФРГ записано: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его обязанность всякой государственной власти». Настоящая декларация, отмечает В.В. Невинский, не является изобретением исключительно немецкого конституционного права, но вместе с тем имеет в Германии свою историю, природу и ролевое назначение. Поставив защиту достоинства человека в начале Основного закона, учредители Конституции ФРГ ясно указали, что в устройстве Основного закона сначала идет человек, а затем государство. Вместе с тем, если значимость положения о неприкосновенности человеческого достоинства со времени учреждения Основного закона ФРГ не вызывала особого сомнения, то философско-правовая природа и эффективность его реализации неоднократно становились предметом дискуссии в немецком конституционном праве. В частности, предлагалось оговорить, что человеческое достоинство подлежит защите только от государства. Однако возобладало мнение о том, что неприкосновенность достоинства личности должна обеспечиваться не только органами государственной власти, но и «каждым лицом и каждым институтом»1. Особое место в этой полемике занимает вопрос о неприкосновенности человеческого достоинства как одном из основных прав человека, фундаментальном положении для других основных прав и основополагающем конституционном принципе. 1 Невинский В.В. Указ. сом. С.48. 35 m * * Юридическая значимость конституционного принципа неприкосновенности человеческого достоинства находит очевидное отражение в его конкретизации. Конкретизация данного принципа, полагает В.В. Невинский, достигается прежде всего посредством закрепления субъективного права гражданина на неприкосновенность его достоинства, а также права на уважение и защиту достоинства со стороны государственной власти1. Наше обращение к немецкой конституционно-правовой теории неслучайно. Не секрет, что многие положения ныне действующей Конституции Российской Федерации и, в частности, право на охрану достоинства личности (ст. 21) заимствованы из Основного закона ФРГ. Однако наши защитные механизмы, прежде всего основной их элемент судебная система, не были ранее знакомы с такого рода правами, их сутью и тем более спецификой охраны и защиты. В этой связи обращение к опыту немецкого конституционного и отраслевого регулирования действительно необходимо. Конституционно-правовая теория и практика ФРГ исходят из того, что требование неприкосновенности человеческого достоинства проявляется в невозможности отчуждения, лишения и ограничения права всякого человека на соблюдение его достоинства. Для наличия факта нарушения человеческого достоинства необходимо выражение пренебрежения ценностью человека. Примером нарушения принципа неприкосновенности человеческого достоинства могут быть ужасающие, нечеловеческие и унизительные наказания физического и духовного характера, попрание юридического равенства людей. «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим человеческое достоинство обращению и наказанию» записано в ст. 5 Всеобщей декларации прав человека. Представляется, что частным случаем нарушения принципа неприкосновенности достоинства личности является посягательство на социальноэкономические права граждан. Пункт 5 статьи 23 Всеобщей декларации гласит: Невинский В. В. Там же. С.49. 36 * * т * «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование». Здесь мы сталкиваемся с социальным содержанием категории достоинства в его узком понимании. В конце концов, если исходить из того, что достоинство личности лежит в основе всей совокупности субъективных прав, следовательно, нарушение любого из них влечет в той или иной мере посягательство на достоинство личности. Н.А. Придворов еще в 70-е годы обращал внимание на то, что в праве наблюдается тенденция расширения сферы действия идеи достоинства за пределы физических и имущественных интересов личности и широкое проникновение в область нематериальных интересов1. Кроме закрепления в системе различных правовых средств, идея достоинства имеет большое количество форм выражения в научном аппарате общей теории права и отраслевых юридических науках. Многообразие форм выражения этой идеи в юридической науке объясняется тем, что среди ученыхюристов отсутствует единообразное понятие категории достоинства, вследствие чего она получает различную правовую характеристику. В одних случаях достоинство признается элементом правоспособности, в других социальным благом, в третьих, особым субъективным правом* 2. Идея достоинства выполняет синтезирующую функцию в теории права вообще и теории правового положения личности в частности. Эта функция заключается в том, что в праве идея достоинства раскрывается в системе таких общих понятий, как гуманизм, равноправие, справедливость, свобода, а также юридических понятий правовой статус, права и обязанности. Раскрывая в первой главе сущность социального государства, мы обращали внимание на роль социальной справедливости в обществе и конкретно в процессе осуществления реальных социальных интересов людей. Каково же соотношение идеи достоинства и справедливости в праве? Придворов Н.А. Достоинство личности и социалистическое право. М: Юрид. лит., 1977. С.36. 2 Придворов Н А. Там же. С.53. |