Проверяемый текст
Черкасова Татьяна Викторовна. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации как форма социально-правовой защищенности граждан (Диссертация 2001)
[стр. 34]

34 регулирования».25 * Однако, на наш взгляд, наиболее традиционным подходом к категории «регулирование», следует считать его понимание как определение прав и обязанностей участников правоотношений.
На наш взгляд, честь, достоинство, репутация в их ненарушенном состоянии не являются обьектами 1ражданско-правового воздействия.
Однако использование гражданско-правовых способов
защиты
этих нематериальных благ не может быть реализовано без урегулирования отношений но их охране в гражданском законодательстве.
Между тем сама охрана такого рода отношений осуществляется несколько нетрадиционно.
До момента нарушения чести, достоинства, репутации гражданское право охраняет эти нематериальные блага посредством «установления всеобщей обязанности воздерживаться от их нарушения»,
26 вытекающей из абсолютного характера рассматриваемых правоотношений.
Таким образом, только с момента посягательства на указанные нематериальные блага нормы гражданского права осуществляют регулирование путем установления конкретных мер (способов) защиты, выступающих важным звеном всего охранительного механизма.
Очевидно, такая специфика охраны нематериальных благ объясняется особенностью осуществления самих личных неимущественных прав.
Здесь мы согласны с А.Л.Анисимовым, полагающим, что эта особенность заключается в том, что «законодателем определяются не пределы реализации нематериальных благ управомоченным лицом, а устанавливаются границы вторжения обязанных лиц в личную сферу гражданина...
и, если границы нарушены, допускается гражданско-правовая
ответственность».27 25 Ярошенко К.
Б.
Гражданско-правовая защита чести и достоинства граждан //Труды ВНИИ советского законодательства М., 1989.
Вып.
43.
С.
73.
2'Анисимов А.

Я Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита М,1994.
27 Анисимов А.
Л.
Актуальные вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации:
Автореф.
Дисс.
канд.
юрид.
наук.
М., 1996.
С.
157.
[стр. 69]

60 венные отношения.
Одна группа ученых считает, что личные неимущественные отношения, возникающие по поводу нематериальных благ, гражданским правом не регулируются, а только охраняются (О.С.
Иоффе, В С.
Толстой).
Другая настаивает на том, что здесь имеет место не только охрана, но и регулирование.
Так, К Б.
Ярошенко рассматривает регулирование, как «воздействие на поведение лица, а поскольку защита права выражается обычно в понуждении к совершению действий (воздержанию от действий), следует признать, что она тем самым представляет собой один из вариантов регулирования»1.
Однако, на наш взгляд, наиболее традиционным подходом к категории «регулирование», следует считать его понимание как определение прав и обязанностей участников правоотношений.

Мы разделяем мнение авторов, полагающих, что честь, достоинство, репутация в их ненарушенном состоянии не являются объектами гражданскоправового воздействия.
Веским аргументом в пользу отсутствия регулирующего воздействия гражданского законодательства на такого рода отношения, как нам кажется, выступает то обстоятельство, что закон не указывает на те действия, которые мог бы совершить управомоченный, а говорит лишь о неприкосновенности нематериальных благ и о способах их защиты.
Однако использование гражданско-правовых способов защиты
таких нематериальных благ, как достоинство, честь, репутация не может быть реализовано без урегулирования отношений по их охране в гражданском законодательстве.
Между тем сама охрана такого рода отношений осуществляется несколько нетрадиционно.
До момента нарушения чести, достоинства, репутации гражданское право охраняет эти нематериальные блага посредством «установления всеобщей обязанности воздерживаться от их нарушения»,
вытекающей из абсолютного характера рассматриваемых правоотношений2.
Таким образом, только с момента посягательства на указанные нематериальные блага нормы
1 Ярошенко К.
Б.
Гражданско-правовая защита чести и достоинства граждан // Труды ВНИИ совет, законодательства.
М., 1989.
Вып 43.
С.
73.
2 Анисимов А.

Л.
Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита.
М.:
Юристъ, 1994.
С.
20.


[стр.,70]

гражданского нрава осуществляют регулирование путем установления конкретных мер (способов) защиты, выступающих важным звеном всего охранительного механизма.
Очевидно, такая специфика охраны нематериальных благ объясняется особенностью осуществления самих личных неимущественных прав Здесь мы согласны с А.Л.
Анисимовым, полагающим, что эта особенность заключается в том, что «законодателем определяются не пределы реализации нематериальных благ управомоченным лицом, а устанавливаются границы вторжения обязанных лиц в личную сферу гражданина...
и, если границы нарушены, допускается гражданско-правовая
ответственность»1.
Надо полагать, что субъективные права на такие нематериальные блага, как честь и достоинство отсутствуют.
На их существование не оказывает влияния тот факт, предусматриваются ли они нормами права и какой его отрасли2.
Если назвать право на честь и достоинство субъективным правом, то сразу же окажется, что для него неприменимо наиболее распространенное определение субъективного права, как возможности и обеспеченности известного поведения носителя права в границах, установленных нормой права.
В то же время подавляющее большинство исследователей проблемы (А.В.
Белявский, Н.А.
Лридворов, А.Л.
Анисимов, И В.
Локов, М.Л.
Шелютто) относят право на честь и достоинство к числу субъективных прав Так, А.В.
Белявский и Н.А.
Придворов, выявив некоторое несоответствие, все-таки склонны полагать, что «право на честь и достоинство является одним из видов субъективных прав, хотя и не может быть охарактеризовано с объективной стороны»3.
Еще одним аргументом в пользу утверждения, что субъективного права на честь и достоинство не существует без нарушения такого рода благ, является тот факт, что пользование ими не носит юридического характера.
Тем са1 Анисимов А.
Л.
Актуальные вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации:
Дис.
канд.
юрид.
наук.
М., 1996.
С.
157.
2 Тархов В.
А.
Ответственность по советскому гражданскому праву.
Саратов, 1973.
С.
382.
1 Белявский А.В., Придворов Н А.
Охрана чести и достоинства личности в СССР.
М., 1971.
С.
32.


[стр.,206]

206 представляет собой систему общих и специальных способов защиты указанных благ, а также процедуру их реализации.
К общим способам защиты исследуемых нематериальных благ относятся конституционно-правовой, административно-правовой и международноправовой способы.
Под специальными способами защиты чести, достоинства и деловой репутации (способами непосредственной защиты) подразумеваются фажданско-правовой и уголовно-правовой способы защиты указанных нематериальных благ.
К способам непосредственной защиты следует также отнести внесудебный порядок защиты чести, достоинства, доброго имени и деловой репутации (государство не участвует СМИ и гражданин).
В работе обосновывается вывод о том, что конституционный и административный механизмы служат для охраны прав и свобод граждан в широком понимании категории «охрана», предполагающей как установление общего правового режима, так и определение мер (способов) защиты нарушенных благ.
Вместе с тем в отношении непосредственной защиты нарушенных субъективных прав функционирование указанных механизмов имеет определенную специфику.
'Гак, конституционное правосудие, осуществляемое в форме конституционного контроля, не направлено непосредственно на защиту конкретного субъективного права.
Специфика конституционной защиты заключается в ее глобальности и действии на перспективу.
В этом смысл конституционного контроля, в какой бы форме он ни осуществлялся.
Административная же юстиция более конкретна, поскольку позволяет защитить отдельно взятое субъективное право.
Однако для нее не свойственна восстановительная функция.
В диссертации обосновывается, что такие нематериальные блага как, честь, достоинство, репутация в их ненарушенном состоянии не являются объектами ни гражданско-правового, ни какого-либо иного правового воздействия.
Однако использование гражданско-правовых способов
их защиты не может быть реализовано без урегулирования отношений по их охране в гражданском законодательстве.
Только с момента посягательства на указанные нематериальные блага нормы гражданского права осуществляют регулирование путем установления конкретных мер (способов) защиты, выступающих важным звеном

[Back]