Проверяемый текст
Черкасова Татьяна Викторовна. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации как форма социально-правовой защищенности граждан (Диссертация 2001)
[стр. 37]

37 Определенный интерес представляет позиция М.Л.Шелютто.
По ее мнению, честь, достоинство, деловая репутация это объекты права на защиту как составной части гражданской правоспособности, а в случае их нарушения объекты субъективного гражданского права на
защиту.33 Между тем право на защиту принято включать в содержание субъективного права Возможность защиты (притязание) выступает одной из четырех возможностей, составляющих содержание субъективного права, и означает возможность использования механизма государственного принуждения.
Возможность защиты, отмечает Н.И.Матузов, выступает как неотъемлемое качество всякого субъективного права, потенциально присущее любой его разновидности, на любой стадии и готовое проявить себя немедленно в случае нарушения интересов управомоченного.
Возможность защиты отличает субъективное право от всякой иной правовой возможности, например правоспособности.34
35 Таким образом, специфика субъективного права на защиту чести, достоинства, репутации заключается в том, что в самой формулировке делается акцент на защиту, возможность применения которой появляется с момента посягательства на нематериальные блага/5 До непосредственного посягательства действует вышеупомянутый общеправовой принцип как элемент всесторонней охраны личности государством.
Анализируя механизм защиты таких нематериальных благ, как честь, достоинство, деловая репутация, доброе имя, мы должны прежде всего раскрыть его материально-правовой элемент, то есть ответить на вопросы: что, собственно, представляют собой эти блага как объекты защиты, какова специфика возникающих при этом правоотношений.
Субъективное право всегда на что-то направлено.
Но из этого нельзя делать вывод, что содержание субъективного права включает объект в качестве
33 Шелютто М.
Л.
Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации: Авторсф.
дисс.
канд.
юрид.
наук.
М., 1997.
С.
7.

34 Матутюв Н.
И.
Указ.
соч.
С.
115.
35 Анисимов А.Я.
Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации по
[стр. 72]

ности ее моральной оценки и субъективное право на защиту чести, достоинства, репутации.
Г.В.
Мальцев, анализируя гражданско-правовую защиту чести и достоинства личности, пришел к выводу, что «судебная защита данных ценностей является средством охраны законных интересов, а не какого-либо особого субъективного права.
Специфика субъективного права на защиту чести и достоинства, в отличие от другого какого-нибудь субъективного права, выражающего только единичный индивидуальный интерес, заключается в том, что в нем отражена сложная система жизненно важных интересов личности1.
Определенный интерес представляет позиция М Л.
Шелютто.
По ее мнению, честь, достоинство, деловая репутация это объекты права на защиту как составной части гражданской правоспособности, а в случае их нарушения объекты субъективного гражданского права на
защиту2.
Между тем право на защиту принято включать в содержание субъективного права.
Возможность защиты (притязание) выступает одной из четырех возможностей, составляющих содержание субъективного права, и означает возможность использования механизма государственного принуждения.
Возможность защиты, отмечает Н И.
Матузов, выступает как неотъемлемое качество всякого субъективного права, потенциально присущее любой его разновидности, на любой стадии и готовое проявить себя немедленно в случае нарушения интересов управомоченного.
Возможность защиты отличает субъективное право от всякой иной правовой возможности, например правоспособности3.

Таким образом, специфика субъективного права на защиту чести, достоинства, репутации заключается в том, что в самой формулировке делается акцент на защиту, возможность применения которой появляется с момента посягательства на нематериальные блага.
До непосредственного посягательства
1 Мальцев Г.
В.
Социальная справедливость и право.
М.: Мысль, 1977 С.
167.
2 Шелютто М.
Л.
Гражданско-правовая зашита чести, достоинства и деловой репутации: Ав тореф.
дисс.
канд.
юрид.
наук.
М., 1997.
С.
7, '
Матузов Н.
И.
Указ.
соч.
С.
115.


[стр.,73]

действует вышеупомянутый общеправовой принцип как элемент всесторонней охраны личности государством.
2.2.
Достоинство, честь, репутация, деловая репутация, доброе имя как объекты гражданско-правовой защиты Анализируя механизм защиты таких нематериальных благ, как честь, достоинство, деловая репутация, доброе имя, мы должны прежде всего раскрыть его материально-правовой элемент, то есть ответить на вопросы: что, собственно, представляют собой эти блага как объекты защиты, какова специфика возникающих при этом правоотношений.
Субъективное право всегда на что-то направлено.
Но из этого нельзя делать вывод, что содержание субъективного права включает объект в качестве
своего составного элемента.
Объект субъективного права это всегда нечто внешнее по отношению к содержанию субъективного права, то есть то, что находится вне субъективного права1.
Получается, что объектом признается то, по поводу чего возникают те или иные правоотношения, то есть то, на что направлены субъективные права.
Поскольку субъективное право непосредственно направлено на объект правоотношения, то возникающую между ними связь можно обозначить как определяющую Действительно, от характера и специфики объекта правоотношения во многом зависит содержание субъективного права и содержания правоотношения в целом.
В науке вопрос об объекте правоотношения, возникающего в связи с реализацией права на защиту чести и достоинства решается неоднозначно.
Так, А.
В.
Белявский, Н.
А.
Придворов полагают, что объектом права на защиту чести и достоинства являются сами эти блага2.
А.
Л.
Анисимов утверждает, что именно «поведение обязанного лица, на которое может притязать управомоченный, является объектом субъективного права.
В праве на честь и достоинство, по 1 Витрук Н.В.
Указ.
соч.
С.
138.
1 Белявский А.
В., Придворов Н.
А.
Указ.
соч.
С.
31.

[Back]