Проверяемый текст
Черкасова Татьяна Викторовна. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации как форма социально-правовой защищенности граждан (Диссертация 2001)
[стр. 38]

38 своего составного элемента.
Объект субъективного права это всегда нечто внешнее по отношению к содержанию субъективного права, то есть то, что находится вне субъективного права.
Получается, что объектом признается то, по поводу чего возникают те или иные правоотношения, то есть то, на что направлены субъективные права.
Поскольку субъективное право непосредственно направлено на объект правоотношения, то возникающую между ними связь можно обозначить как определяющую.
Действительно, от характера и специфики объекта правоотношения во многом зависит содержание субъективного права и содержания правоотношения в целом.
В науке вопрос об объекте правоотношения, возникающего в связи с реализацией права на защиту чести и достоинства решается неоднозначно.
Так, А.
В.Белявский, Н.
А.Придворов полагают, что объектом права на защиту чести и достоинства являются сами эти
блага.36 А.
Л.Анисимов утверждает, что именно поведение обязанного лица, на которое может притязать управомоченный, является объектом субъективного права.
В праве на честь и достоинство, по
мнению автора он заключается в «воздержании других лиц от посягательств на это право».
Нам представляется, что воздержание третьих лиц от посягательств на соответствующие блага
вытекаег из абсолютного характера данного субъективного права и, следовательно, не может быть его объектом.
Восстановление обязанным лицом нарушенного блага и обязанность воздерживаться от подобных посягательств — это, скорее всего, результат применения соответствующего способа защиты или, образно выражаясь, «абсолютная цель», а не объект субъективного права, как полагает А.Л.Анисимов.37 Таким образом, на наш взгляд, следует говорить лишь об объекте правоотношения, возникающего в связи с осуществлением субъективного права на защиту чести и достоинства.
Таковыми выступают соответствующие
законодательству РФ: Учебное пособие.
М, 2001.
С.
154.
36 Белявский А.В., Придворов II.А.
Указ.
соч.
С.31.
[стр. 73]

действует вышеупомянутый общеправовой принцип как элемент всесторонней охраны личности государством.
2.2.
Достоинство, честь, репутация, деловая репутация, доброе имя как объекты гражданско-правовой защиты Анализируя механизм защиты таких нематериальных благ, как честь, достоинство, деловая репутация, доброе имя, мы должны прежде всего раскрыть его материально-правовой элемент, то есть ответить на вопросы: что, собственно, представляют собой эти блага как объекты защиты, какова специфика возникающих при этом правоотношений.
Субъективное право всегда на что-то направлено.
Но из этого нельзя делать вывод, что содержание субъективного права включает объект в качестве своего составного элемента.
Объект субъективного права это всегда нечто внешнее по отношению к содержанию субъективного права, то есть то, что находится вне субъективного права1.
Получается, что объектом признается то, по поводу чего возникают те или иные правоотношения, то есть то, на что направлены субъективные права.
Поскольку субъективное право непосредственно направлено на объект правоотношения, то возникающую между ними связь можно обозначить как определяющую Действительно, от характера и специфики объекта правоотношения во многом зависит содержание субъективного права и содержания правоотношения в целом.
В науке вопрос об объекте правоотношения, возникающего в связи с реализацией права на защиту чести и достоинства решается неоднозначно.
Так, А.
В.
Белявский, Н.
А.
Придворов полагают, что объектом права на защиту чести и достоинства являются сами эти
блага2.
А.
Л.
Анисимов утверждает, что именно «поведение обязанного лица, на которое может притязать управомоченный, является объектом субъективного права.
В праве на честь и достоинство, по
1 Витрук Н.В.
Указ.
соч.
С.
138.
1 Белявский А.
В., Придворов Н.
А.
Указ.
соч.
С.
31.


[стр.,74]

мнению автора он заключается в воздержании других лиц от посягательств на это право»1.
Нам представляется, что воздержание третьих лиц от посягательств на соответствующие блага
вытекает из абсолютного характера данного субъективного права и, следовательно, не может быть его объектом.
Восстановление обязанным лицом нарушенного блага и обязанность воздерживаться от подобных посягательств это, скорее всего, результат применения соответствующего способа защиты или, образно выражаясь, «абсолютная цель», а не объект субъективного права, как полагает А.Л.
Анисимов.
Таким образом, на наш взгляд, следует говорить лишь об объекте правоотношения, возникающего в связи с осуществлением субъективного права на защиту чести и достоинства.
Таковыми выступают соответствующие
нематериальные блага, поскольку по поводу этих благ, а точнее их защиты и возникают эти правоотношения.
С другой стороны, если под объектом правоотношения понимать то, на что направлено субъективное право, то в данном случае таковым будет защита чести и достоинства.
Применительно к такого рода нематериальным благам данный подход будет целесообразным, поскольку он всецело отражает известную специфику субъективного права на защиту чести и достоинства.
Подраздел третий части первой Гражданского кодекса РФ называется «Объекты гражданских прав».
В статье 128 «Виды объектов гражданских прав» перечислены эти объекты, к числу которых отнесены и нематериальные блага Один из авторов комментария части первой ГК РФ М.
И.
Брагинский попытался исправить эту ошибку, указав, что речь идет не об объектах гражданских прав, а об объектах гражданского права2.
Возникающие по поводу нематериальных благ отношения носят личный неимущественный характер.
Их возникновение связано с наступлением опреде1 Анисимов А.
Л.
Указ.
соч.
С.
22.
2 Комментарий части первой ГК РФ.
М.: Редакция журнала «Хозяйство и право», Фирма «СПАРК», 1995.
С.
20.

[Back]