40 Наиболее теоретически обоснованной, на наш взгляд, является позиция К. Б.Ярошенко, согласно которой честь и достоинство, близкие понятия. В их основе, полагает автор, лежат моральные качества, моральная ценность личности. Различия заключаются лишь в подходе к оценке этих качеств (субъективной для достоинства и объективной для чести). То есть, «если имеется в виду оценка со стороны окружающих речь идет о чести гражданина, а если самооценка о его достоинстве».39 Один го исследователей проблемы защиты чести и достоинства А.А.Власов в монографии «Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации» выделяет в категориях «честь» и «достоинство» внешний (объективный) и внутренний (субъективный) аспекты. Обьективный аспект достоинства заключается в признании человека высшей ценностью. Вну тренняя сторона категории достоинства связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, осознанием своей моральной ценности и полезности обществу. Объективная сторона чести по своему содержанию носит конкретно исторический характер и выражает представление о месте и роли человека в сложной системе общественных отношений, о личных и общественных оценках его деятельности. Следовательно, объективная сторона чести заключайся в признании и уважении заслуг личности со стороны общества. Внутренняя же сторона чести субъективна по форме и неразрывно связана со способностью человека самому оценивать свои действия и поступки, осознанием своей чести, репутации.40 На наш взгляд, заслуживает одобрения сделанная А.А.Власовым попытка объединить два противоположных подхода к определению категории «честь», исходя из того, что честь это и общественная оценка личности (обьективный аспект) и, в то же время, осмысление самой личностью такой оценки (субъективный аспект). 39 Ярошенко К.Б. Указ. соч. С.83. 40 Власов А.А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации, М., 2000. С.И, 14. |
ленных событий (рождения применительно к чести и достоинству). Определяющим является то, что указанные блага индивидуализируют личность. Что собой представляют категории «честь», «достоинство», «репутация», «доброе имя» как объекты гражданско-правовой защиты? Как они соотносятся друг с другом? Все имеющиеся в доктрине точки зрения на определение категорий «честь» и «достоинство», их соотношение можно разделить в зависимости от узкого или широкого понимания категории «достоинство». Так, одни правоведы считают, что честь полностью включает в себя понятие достоинства, то есть достоинство выступает неотъемлемой частью чести как общественного признания личности. Другие полагают, что достоинство значительно шире понятия чести. Наиболее теоретически обоснованной, на наш взгляд, является позиция К Б. Ярошенко, согласно которой честь и достоинство, близкие понятия. В их основе, полагает автор, лежат моральные качества, моральная ценность личности. Различия заключаются лишь в подходе к оценке этих качеств (субъективной для достоинства и объективной для чести). То есть, «если имеется в виду оценка со стороны окружающих речь идет о чести гражданина, а если самооценка о его достоинстве»1. Один из исследователей проблемы защиты чести и достоинства Л.А. Власов в монографии «Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации» выделяет в категориях «честь» и «достоинство» внешний (объективный) и внутренний (субъективный) аспекты. Объективный аспект достоинства заключается в признании человека высшей ценностью. Внутренняя сторона категории достоинства связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, осознанием своей моральной ценности и полезности обществу. Объективная сторона чести по своему содержанию носит конкретно исторический характер и выражает представление о месте и роли человека в сложной системе общественных отношений, о личных и общественных оценках 1 Ярошенко К. Б. Указ. соч. С. 83. его деятельности. Следовательно, объективная сторона чести заключается в признании и уважении заслуг личности со стороны общества. Внутренняя же сторона чести субъективна по форме и неразрывно связана со способностью человека самому оценивать свои действия и поступки, осознанием своей чести, репутации1. На наш взгляд, заслуживает одобрения сделанная А.А. Власовым попытка объединить два противоположных подхода к определению категории «честь», исходя из того, что честь ото и общественная оценка личности (объективный аспект) и, в то же время, осмысление самой личностью такой оценки (субъективный аспект). Проблема соотношения исследуемых категорий волновала умы ученых еще в дореволюционной России. Ее глубокий анализ был сделан еще профессором В.И. Лебедевым в его знаменитых лекциях по теории права. «Идея чести, пишет автор, совершенно понятна со стороны психологической: в ее основе лежит чувство человеческого достоинства и отсюда требование, чтобы ко мне относились соответственно моему человеческому достоинству и общественному положению»2. Взаимопроникаемость категорий «честь» и «достоинство» и их неразрывная связь характерны и для теории и законодательства стран романогерманской правовой семьи. Так, в немецком гражданском праве под честью (внешней честью) понимается «признание окружающими достоинства человеческой личности»3. Представляется, что традиционная связка «честь и достоинство», а также взаимопроникающий характер этих категорий неслучайны. Их объединяет общая теоретическая, правовая и социальная основа. Вместе с тем масштабы рассматриваемых нами моральных характеристик личности несоизмеримы. Досто1 Власов А.А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. М : Издво им. Собашниковых, 2000. С. 11, 14. : Лебедев В. И. Лекции по общей теории права. Санкт-Петербург, 1903. С. 127. 1 Савельев В. А. Гражданский кодекс Германии (история, система, институты): Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Юристь, 1994. С. 319. |