43 В юридической литературе дискутируется вопрос: в какой мере должно защищаться и защищается законодательством (в частности, гражданским) достоинство личности. В этой связи обращает на себя внимание позиция Ю.В.Молочкова. «Достоинство как представление человека о своих качествах и о том, какую оценку этим качества должны иметь в обществе, отмечает автор, выступает поводом к соотнесению такого представления человека и действительной оценки обществом его качеств. Для права значение имеет та самооценка индивида, которая в той или иной степени адекватна, совпадает с его внешней (общественной) оценкой. Эта степень совпадения и подлежит защите».46 Получается, что внешняя оценка индивида (честь) подлежит защите в полном объеме, а внутренняя (достоинство) защищается в той степени, в которой она совпадает с внешней. С таким утверждением трудно согласиться, поскольку достоинство связывается не только с самооценкой, но и с ценностью каждого гражданина как личности. Причем последнему моменту отведена первостепенная роль. Следовательно, у нас есть все основания полагать, что достоинство подзежит защите в полной мере независимо от степени совпадения с общественной оценкой личности. Содержание понятий честь и достоинство как объектов правовой защиты невозможно понять без раскрытия их этической сущности. В данном случае уместно обращение к толкованию этих понятий в теории русского языка. Так, в толковом словаре русского языка под редакцией С.И.Ожегова достоинство определяется, как «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». Под честью же понимаются «достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности».47 Показателем положительного или негативного отношения окружающих к тому или иному человеку является его репутация. По всей видимости, без 46 Молочков Ю.В. Защита чести и достоинства в гражданском процессе: Автореф. дис. канд. юрид наук Екатеринбург, 1993. С. 3. |
78 Бесспорно, данные понятия не могут быть закреплены в одной правовой норме с исчерпывающей полнотой. В этой связи мы согласны М.Л Гаскаровой, полагающей, что «является оправданным предоставление широких полномочий суду в части создания правоконкретизирующих положений, толкования закона и проявления в ряде случаев судейского усмотрения при разрешении дел о защите чести и достоинства личности»1 2. В юридической литературе дискутируется вопрос: в какой мере должно защищаться и защищается законодательством (в частности гражданским) достоинство личности. В этой связи обращает на себя внимание позиция Ю. В. Молочкова. «Достоинство как представление человека о своих качествах и о том, какую оценку этим качества должны иметь в обществе, отмечает автор, выступает поводом к соотнесению такого представления человека и действительной оценки обществом его качеств. Для права значение имеет та самооценка индивида, которая в той или иной степени адекватна, совпадает с его внешней (общественной) оценкой. Эта степень совпадения и подлежит защите»2. Получается, что внешняя оценка индивида (честь) подлежит защите в полном объеме, а внутренняя (достоинство) защищается в той степени, в которой она совпадает с внешней. С таким утверждением трудно согласиться, поскольку достоинство связывается не только с самооценкой, но и с ценностью каждого гражданина как личности. Причем последнему моменту отведена первостепенная роль. Следовательно, у нас есть все основания полагать, что достоинство подлежит защите в полной мере независимо от степени совпадения с общественной оценкой личности. Содержание понятий честь и достоинство как объектов правовой защиты невозможно понять без раскрытия их этической сущности. В данном случае уместно обращение к толкованию этих понятий в теории русского языка. Так, в толковом словаре русского языка под редакцией С И. Ожегова достоинство оп1 Гаскарова М.Л. Правовая защита чести и достоинства личности: вопросы теории: Дис. канд. юрид. наук. М., 1999. С. 9. 2 Молочков Ю.В. Защита чести и достоинства в гражданском процессе: Лвтореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1993. С. 3. ределяется, как «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». Нод честью же понимаются «достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности»1. Показателем положительного или негативного отношения окружающих к тому или иному человеку является его репутация. По всей видимости, без уяснения содержания категории «репутация» и ее роли в определении категории «честь» нам будет трудно выявить сущность непосредственного объекта правовой защиты. Прежде всего обратимся опять-таки к толкованию термина «репутация» нашими известными исследователями русского языка. В толковом словаре под редакцией профессора Д.Н. Ушакова репутацией именуется «состоявшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо»2. Таким образом, репутация в самом общем виде представляет собой сложившееся о человеке мнение, основанное на оценке его общественно-значимых качеств. То есть репутация отражает конкретное общественное положение личности. Глубокий анализ проблемы был сделан Ю.В. Молочковым. Он предлагает рассматривать репутацию как «складывающуюся на основе имеющегося объема информации о лице, пропорцию положительных и отрицательных сведений о его качествах, достоинствах и недостатках, известную окружающим и в силу этого отраженную в общественном сознании как мнение о нем с точки зрения морали данного общества»3. Честь определяется им через категорию репутации: «Честь как определенное внешнее отношение к человеку, это грань его положительной репутации Суть данного блага состоит в том, что определенная положительная социальная оценка конкретного лица с точки зрения существующей нравственности должна быть основана на соответствующей действительности информации о нем»4. 1 Словарь русского языка / Иод ред. С И. Ожегова. М.: Русский язык, 1978. С. 163, 811. 2 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1939. С. 1344. 3,4 Молочков Ю. В. Указ. соч. С. 3-4 |