Проверяемый текст
Черкасова Татьяна Викторовна. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации как форма социально-правовой защищенности граждан (Диссертация 2001)
[стр. 62]

62 защиты достоинства гражданина, затрагиваемого в связи с незаконным привлечением к административной ответственности и наложением административного взыскания.
В соответствии со статьей
3 ГК РФ нормативный или ненормативный акт государственного органа может быть признан недействительным по решению суда.
В
административном судопроизводстве признание недействительным постановления об административном проступке означает его отмену.
Отмена постановления об административном правонарушении влечет за собой отмену всех ограничений, связанных с ранее принятым постановлением.
Подлежит возмещению имущественный и моральный ущерб, причиненный противоправным действием (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Гражданским законодательством предусмотрена возможность компенсации гражданину (но не юридическому лицу) морального вреда, явившегося следствием противоправного действия (бездействия).

Таким образом, приходим к выводу о том, что конституционный и административный механизмы преследуют цель охраны прав и свобод граждан в широком понимании категории «охрана», предполагающей как установление общего правового режима, так и определение мер (способов) защиты нарушенных благ.
Вместе с тем в отношении непосредственной защиты нарушенных субъективных прав,
в частности, таких нематериальных благ личности как достоинство, честь, репутация, функционирование указанных механизмов, в их современном законодательном оформлении, имеет определенную специфику.

Так, конституционное правосудие, осуществляемое в форме конституционного контроля, не направлено непосредственно на защиту конкретного субъективного права.
Специфика конституционной защиты заключается в ее глобальности и действии на перспективу
(создание прецедента), проверка самого законодательства на соответствие Конституции.
В этом смысл конституционного контроля, в какой бы форме он ни осуществлялся.

Что касается административного судопроизводства, то оно
[стр. 49]

49 * Российской Федерации, находящихся за ее пределами.
Наряду с обеспечением неприкосновенности достоинства личности мерами административного права возможно посягательство на достоинство гражданина в связи с незаконным привлечением к административной ответственности и наложением административного взыскания.
В соответствии со статьей
13 ГК РФ нормативный или ненормативный акт государственного органа может быть признан недействительным по решению суда.
В
административно-правовом производстве признание «недействительности» постановления об административном проступке означает его отмену.
Отмена постановления об административном правонарушении влечет за собой отмену всех ограничений, связанных с ранее принятым постановлением.
Подлежит возмещению имущественный и моральный ущерб, причиненный противоправным действием (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Гражданским законодательством предусмотрена возможность компенсации гражданину (но не юридическому лицу) морального вреда, явившегося следствием противоправного действия (бездействия).

Для реализации принципа неприкосновенности человеческого достоинства и, в частности, охраны и защиты таких благ, как честь, достоинство, репутация административно-правовыми средствами, представляет интерес деятельность Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ.
Согласно одноименному Положению, утвержденному Указом Президента РФ от 31 декабря 1994 г.1, Судебная палата по информационным спорам является государственным органом при Президенте РФ.
Основной задачей Судебной палаты является содействие Президенту РФ в эффективной реализации им конституционных полномочий как гаранта закрепленных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов в сфере массовой информации (ст.
2).
Вопросы компетенции Судебной палаты согласно указанному положению определяются следующим образом: она разрешает споры и иные дела, возникающие в сфере деятельности средств массовой информации, кроме тех, ко1 Российская газета.
1995.
3 февраля С.
3.


[стр.,53]

53 m мнению, это будет не совсем целесообразным.
Что касается анализируемого нами решения Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ, то здесь имеет место не обжалование какого-то решения или действия государственного органа или его должностного лица, а наличествует гражданско-правовой спор, в центре которою находится требование об опровержении нс соответствующих действительности порочащих сведений.
Следовательно, при отсутствии основного признака, возникшая конфликтная ситуация должна быть разрешена не в административном, а в судебном порядке.
Представляется, что смысл и назначение данного государственного органа состоит в защите интересов самих средств массовой информации (журналистов) от противоправных действий государственных органов и их должностных лиц, а также в защите общественных интересов (но не интересов отдельных лиц) при проведении информационной политики.
Ясно одно, деятельность данного государственного органа представляет собой нетрадиционный способ защиты.
Для четкого определения его назначения необходимо: во-первых, изменить наименование этого органа, исключив прежде всего слово «судебная»; вовторых, прямо оговорить в соответствующем нормативном акте право граждан воспользоваться таким порядком обжалования как альтернативным судебному, но не подменяющим последний.
С этой целью следует также исключить из Положения статью 10, закрепляющую окончательный характер решений, принимаемых Палатой, а также статью 20 дающую возможность принятия Палатой к рассмотрению информационных споров по своему усмотрению.
Резюмируя изложенное, можно констатировать: конституционный и административный механизмы преследуют цель охраны прав и свобод граждан в широком понимании категории «охрана», предполагающей как установление общего правового режима, так и определение мер (способов) защиты нарушенных благ.
Вместе с тем в отношении непосредственной защиты нарушенных субъективных прав, в частности, таких нематериальных благ личности как достоинство, честь, репутация, функционирование указанных механизмов, в их современном законодательном оформлении, имеет определенную специфику.


[стр.,206]

206 представляет собой систему общих и специальных способов защиты указанных благ, а также процедуру их реализации.
К общим способам защиты исследуемых нематериальных благ относятся конституционно-правовой, административно-правовой и международноправовой способы.
Под специальными способами защиты чести, достоинства и деловой репутации (способами непосредственной защиты) подразумеваются фажданско-правовой и уголовно-правовой способы защиты указанных нематериальных благ.
К способам непосредственной защиты следует также отнести внесудебный порядок защиты чести, достоинства, доброго имени и деловой репутации (государство не участвует СМИ и гражданин).
В работе обосновывается вывод о том, что конституционный и административный механизмы служат для охраны прав и свобод граждан в широком понимании категории «охрана», предполагающей как установление общего правового режима, так и определение мер (способов) защиты нарушенных благ.
Вместе с тем в отношении непосредственной защиты нарушенных субъективных прав
функционирование указанных механизмов имеет определенную специфику.
'Гак, конституционное правосудие, осуществляемое в форме конституционного контроля, не направлено непосредственно на защиту конкретного субъективного права.
Специфика конституционной защиты заключается в ее глобальности и действии на перспективу.

В этом смысл конституционного контроля, в какой бы форме он ни осуществлялся.

Административная же юстиция более конкретна, поскольку позволяет защитить отдельно взятое субъективное право.
Однако для нее не свойственна восстановительная функция.
В диссертации обосновывается, что такие нематериальные блага как, честь, достоинство, репутация в их ненарушенном состоянии не являются объектами ни гражданско-правового, ни какого-либо иного правового воздействия.
Однако использование гражданско-правовых способов их защиты не может быть реализовано без урегулирования отношений по их охране в гражданском законодательстве.
Только с момента посягательства на указанные нематериальные блага нормы гражданского права осуществляют регулирование путем установления конкретных мер (способов) защиты, выступающих важным звеном

[Back]