Проверяемый текст
Черкасова Татьяна Викторовна. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации как форма социально-правовой защищенности граждан (Диссертация 2001)
[стр. 95]

% разбирательства уголовного или гражданского дела, если эти доводы изложены в вынесенных по делу приговоре или решении.
Приговор либо решение в указанной части могут быть при наличии оснований изменены судами кассационной или надзорной инстанций.
Если же не соответствующие действительности порочащие сведения не были отражены в судебном постановлении, полагает П.Я.

Трубников, с которым мы можем согласиться, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском об их опровержении (о защите чести, достоинства и (или) деловой репутации).100 Кроме того, обращает на себя внимание то обстоятельство, что ни в законе, ни в актах судебного толкования нет упоминания о таком способе распространения порочащих сведений, как присутствие информации в глобальной сети Интернет.
Так, наряду с бесконтрольным размещением информации на сайтах «однодневках», существованием анонимных сайтов, встречается взлом и имитирование взлома
наиболее посещаемых Wcb-сайтов (например, крупных информационных агентств и т.д) и распространение на них сведений порочащего характера Основные свойства Интернета глобальность и доступность позволяют размещать информацию в одной стране, а пользоваться ею в другой.
Российское законодательство не относит Интернет к средствам массовой информации.
В то же время распространение информации и ее масштабы говорят сами за себя.
Распространители сведений, порочащих конкретное лицо или группу лиц через Интернета, какой-либо юридической ответственности по действующему законодательству не несут.
Вся трудность в том, что не всегда можно установить личность распространителя таких сведений, а также доказать факт их распространения
ш-за постоянного обновления содержания сайтов.
Однако, на наш взгляд, это не может служить препятствием для защиты репутации опороченного лица, поскольку в такой ситуации гражданское законодательство
(н.6 ст.152 ГК) допускает возможность судебного признания распространенных сведений не соответствующими действительности.
Вместе с
100 Трубников П.Я.
Указ.соч.
С.12.
[стр. 106]

детельствует о том, что здесь имеют место ситуации, когда предметом судебного разбирательства становятся требования об опровержении сведений, распространенных посредством обращения в прокуратуру с заявлением о проверке определенных сведений.
В таких случаях вести речь о распространении сведений, даже если их содержание включает элемент порочности, нельзя.
Таким образом складывается и судебная практика.
Так, в производстве Пятигорского городского суда находилось гражданское дело, возбужденное по иску К.
к Щ.
о защите чести, достоинства и деловой репутации, исключении Щ.
из числа учредителей ООО «Почта» и взыскании морального вреда.
В обоснование требования об опровержении не соответствующих действительности порочащих сведений истец указал на то, что ответчик обратился в прокуратуру г.
Пятигорска с заявлением о мошеннических действиях со стороны К Однако после проведенной проверки в возбуждении в отношении К.
уголовного дела было отказано за отсутствием в его действиях состава преступления.
Итогом судебного разбирательства явилось частичное удовлетворение исковых требований.
Суд нашел основания для исключения Щ.
из числа учредителей ООО «Почта».
В остальной части иска судом было отказано по тем основаниям, что в ходе судебного разбирательства не был установлен факт распространения порочащих истца сведений.
Кроме того, в решении суда отмечено, что «обращение ответчика в прокуратуру с заявлением о проверке ставших ему известными сведений к разряду порочащих отнесено быть не может»1.
Не могут быть предметом спора в порядке, предусмотренном ст.
152 ГК, и приведенные сторонами доводы или сведения в ходе судебного разбирательства уголовного или гражданского дела, если эти доводы изложены в вынесенных по делу приговоре или решении.
Приговор либо решение в указанной части могут быть при наличии оснований изменены судами кассационной или надзорной инстанций.
Если же не соответствующие действительности порочащие сведения не были отражены в судебном постановлении, полагает П Я .

Трубни1 Архив Пятигорского городского суда Ставропольского края Гражданское дело №43764/2000.
106

[стр.,108]

108 ♦ дело, рассмотренное Чегемским районным судом Кабардино-Балкарской Республики: «С.
обратился с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда к П и Войсковой части №3723.
В обоснование исковых требований истцом было указано, что П.
, являясь исполняющим обязанности заместителя командира войсковой части №3723, проведя служебное расследование по факту халатного исполнения служебных обязанностей помощником начальника финансовой службы С., составил заключение по результатам служебного расследования Истец ссылался на то, что указанные в заключении сведения не соответствуют действительности.
В ходе судебного разбирательства судом было установлено обратное, результатом чего явилось решение об отказе С.
в иске»1.
Таким образом, основанием для отказа в иске послужило установление судом факта соответствия порочащих сведений действительности.
Относительно наличия факта распространения ответчиком этих сведений у суда никаких сомнений не было, что еще раз подтверждает наш вывод о существовании подобного способа распространения сведений.
Изложенное свидетельствует о том, что комментируемое постановление Пленума ВС РФ № 11 от 18 августа 1992 г.
в части регламентации способов распространения и указания на возможные исключения нуждается в приведении в соответствие со складывающейся судебной практикой.
В связи с изложенным, обращает на себя внимание то обстоятельство, что ни в законе, ни в актах судебного толкования нет упоминания о таком способе распространения порочащих сведений, как присутствие информации в глобальной сети Интернет.
Так, наряду с бесконтрольным размещением информации на сайтах «однодневках», существованием анонимных сайтов, встречается взлом и имитирование взлома
(самовзлома) наиболее посещаемых Web-сайтов (например, крупных информационных агентств и т.д.) и распространение на них сведений порочащего характера.
Основные свойства Интернета
глобаль1 Архив Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики.
Дело №12-431/49.


[стр.,109]

109 ность и доступность позволяют размещать информацию в одной стране, а пользоваться ею в другой.
Это объясняет появление в последнее время в зарубежных странах (Великобритания, Польша и др.) сайтов сепаратистов экстремистского толка.
Наше законодательство не относит Интернет к средствам массовой информации.
В то же время распространение информации и ее масштабы говорят сами за себя.
Распространители сведений, порочащих конкретное лицо или группу лиц через Интернета, какой-либо юридической ответственности по действующему законодательству не несут.
Вся трудность в том, что не всегда можно установить личность распространителя таких сведений, а также доказать факт их распространения
из-за постоянного обновления содержания сайтов.
Однако, на наш взгляд, это не может служить препятствием для защиты репутации опороченного лица, поскольку в такой ситуации гражданское законодательство
(п.
6 ст.
152 ГК) допускает возможность судебного признания распространенных сведений не соответствующими действительности.
Вместе с
гем, чтобы соблюсти принцип адекватности способа распространения способу опровержения, решение суда о признании распространенных сведений не соответствующими действительности, на наш взгляд, следует помещать в Интернете на специально созданном сайте при отсутствии сведений о распространителе, а если таковой известен принудить его по решению суда уничтожить распространенную информацию и за свой счет поместить на самых посещаемых сайтах по аналогии с рекламными объявлениями предложенный судом текст опровержения.
В связи с изложенным, безусловно, положительной оценки, на наш взгляд заслуживает предложение А.А.
Власова о создании государственного органа, который мог бы по запросу граждан, суда, прокурора, адвоката и иных заинтересованных лиц фиксировать и подтверждать содержание определенных страничек (сайтов) в сети Интернет с целью получения доказательств наличия конкретных порочащих, не соответствующих действительности кле

[Back]