Проверяемый текст
Бадмаев, Алдар Гальчиевич; Методологические основы формирования региональных финансово-промышленных групп (Диссертация 1996)
[стр. 132]

тельменскую", устную форму, обеспечивался рост прибыли на основе повышения упорядоченности внешней среды, возрастания стабильности условий производства и реализации для его участников.
Будучи первой, по существу единственной формой объединения, картели как явление экономики
ХГХ века носили неустойчивый, случайный характер.
С другой стороны, согласование цен, квот, других соотношений, то есть, фактически, становление в качестве картеля, является уже необходимым внутренним моментом процесса формирования сложного объединения.
Признаки его имеют в том или ином виде как существующие сейчас
финансово-промышленные структуры, так и входящие в его состав концерны, тресты и т.д..
Отсюда, современная
финансово-промышленных структура принимает характер своего рода многоуровневого взаимопереплетенного картеля, в котором соглашения об ограничении цен, квот, тесно сочетаются с многочисленными джентльменскими соглашениями во многих аспектах, зачастую пересекаясь при этом, носят взаимообусловленный характер1.
Дальнейшее развитие процессов обобществления, распространившееся на отношения обмена, включая сбыт готовой и снабжение сырьем и материалами предприятий, привело к возникновению синдикатов.
В отличие от картелей, регулировавших лишь отдельные вопросы сбыта, синдикаты представляли своеобразные единые сбытовые организации, фактически лишавшие на основе заключенных соглашений его участников
сахмостоятельности в области продажи продукции и т.д2.
Несмотря на потерю хозяйственной самостоятельности, участники синдикатов сохраняли права собственности и управления своим капиталом.
В то же время, выход из такого объединения уже представлял известные трудности,
1Так, ведущим элементом механизма координации в одной из ведущих японских ФПГ "Мицуи", в состав которой входят 24 крупные корпорации ("Тойота", "Тошиба" и т.д.), являются "встречи по пятницам", решения которых имеют безусловную силу, без которых функционирование таких сложнейших образований даже теоретически невозможно.
Внешне,
"особенность объединений финансового капитала, отмечает по этому поводу В.Ф.Волков, состоит в том, что их юридического оформления и часто в скрытом, тайном характере связей между их участникам и"^, с.39].
2 Примером может служить широко известная Центральная сбытовая организация, возглавляемая корпорацией "Де Бирс".
[стр. 11]

10 война за господство над транспортными перевозками в Японии поставила на грань полного разорения такие уже тогда крупные фирмы, как Мицуи и Мицубиси.
Результатом этих конфликтов было колоссальное "перерасходование" материальных, производительных ресурсов общества в целом, снижение эффективности функционирования капитала.
Разрешение этой ситуации стало возможным по пути упорядочивания отношений, распределения сфер влияния (как обособленной сферы общественного воспроизводства) посредством создания картельных союзов, которые по сути представляли собой монополистические соглашения предприятий определенных отраслей, возникшие на основе соглашении между производителями одинаковых или близких по роду товаров, предметом которых было регулирование цен на их продукцию, квот, ограничивавших их производство и реализацию на определенных рынках, условия отпуска, распределение дополнительной прибыли и т.д.
Причем "достаточно соглашения по любому из этих моментов, чтобы налицо оказался картель".1 В условиях ограничения свободной конкуренции картелями, которые включали в себя патентные и прочие соглашения, носившие во многих "джентельменскую", устную форму, обеспечивался рост прибыли на основе повышения упорядоченности внешней среды, возрастания стабильности условий производства и реализации для его участников.
Будучи первой, по существу единственной формой объединения, картели как явление экономики
XIX века носили неустойчивый, случайный характер.
С другой стороны, согласование цен, квот, других соотношений, то-есть, фактически, становление в качестве картеля, является уже необходимым внутренним моментом процесса формирования сложного объединения.
Признаки его имеют в том или ином виде как существующие сейчас
ФПГ, так и входящие в его состав концерны, тресты и т.д..
Отсюда, современная
ФПГ принимает характер своего рода много1Мотылев В.Е.
Финансовый капитал и его органюационые формы.
М., 1959, с.22.


[стр.,12]

11 уровневого взаимопереплетенного картеля, в котором соглашения об ограничении цен, квот, тесно сочетаются с многочисленными джентельменскими соглашениями во многих аспектах, зачастую пересекаясь при этом, носят взаимообусловленный характер.
Так, ведущим элементом механизма координации в одной из ведущих японских ФПГ “Мицуи”, в состав которой входят 24 крупные корпорации (“Тойота”, “Тошиба” и т.д.), являются "встречи по пятницам", решения которых имеют безусловную силу, без которых функционирование таких сложнейших образований даже теоретически невозможно.
Внешне,
“особенность объединений финансового капитала, отмечает по этому поводу В.Ф.Волков, состоит в том, что их юридического оформления и часто в скрытом, тайном характере связей между их участниками» 1 Дальнейшее развитие процессов обобществления, распространившееся на отношения обмена, включая сбыт готовой и снабжение сырьем и материалами предприятий, привело к возникновению синдикатов.
В отличие от картелей, регулировавших лишь отдельные вопросы сбыта, синдикаты представляли своеобразные единые сбытовые организации, фактически лишавшие на основе заключенных соглашений его участников
самостоятельности в области продажи продукции и т.д.
Примером может служить широко известная Центральная сбытовая организация, возглавляемая корпорацией
“Де Бирс”.
Несмотря на потерю хозяйственной самостоятельности, участники синдикатов сохраняли права собственности и управления своим капиталом.
В то же время, выход из такого объединения уже представлял известные трудности,
поскольку становится необходимым воссоздание снабженческо-сбытовых органов.
С аналогичной проблемой сейчас столкнулись, в частности, российские предприятия.
Появление таких органов составляет коренное отличие синдиката от картеля, обусловливает двойственность определения, что приводит иногда к прямому отож1Волков В.Ф.
Финансовый капитал и финансовая олигархия.
М., 1961, с.39.

[Back]