Проверяемый текст
Черныш Юлия Анатольевна. Религия как фактор социокультурной социализации в современной России (Диссертация 2005)
[стр. 100]

100 не способный к дарению, готовый давать только то, что заранее оговорено и оплачено.
Этот новый антропологический
тин начисто лишен спонтанности; любую активность и ангажированность, любые свои социальные роли он предваряет вопросом: а что и сколько я буду за это иметь? [166]» В рамках способов самоутверждения, доминирующих сегодня, можно выделить: — статусное самоутверждение, когда достижение определенного статуса является наиболее значимым побудительным мотивом; — престижное самоутверждение, ориентированное либо на приобретение модных, престижных вещей, либо на материальные ценности как таковые; — самоутверждение как самоцель, т.е.
попытка заявить о себе любыми средствами, в том числе эпатажными и деструктивными.
Если же говорить о самореализации, то она, во-первых, является потребностью более высокого уровня (а потому актуализирована далеко не у всех), во-вторых, сопряжена с рядом трудностей.
Процесс самореализации, понимаемый как наиболее полное использование возможностей и талантов личности, зависит от двух групп факторов внешних и внутренних.

Иод внешними естественно понимать сам социальный заказ на потенциал человека, т.е.
степень его
востребованности обществом.
К внутренним факторам относятся, прежде всего система ценностей человека, которая обусловливает мотивацию его деятельности, а также психологические качества личности.
Процесс самореализации начинается только в том случае, когда есть и социальный заказ на способности человека, и сами эти способности, и внутренняя готовность действовать.
Проблема заключается в том, что социальная среда не настроена сегодня на максимальную реализацию человеческого потенциала, а потому блокирует стратегии, не вписывающиеся в сложившуюся социальную реальность.
Очевидно, что если рассматривать самореализацию как расширение границ и возможностей собственного
[стр. 72]

человеку, что есть подлинное и ценное в жизни.
Духовное бытие существует там, где произошло освобождение как от наличного бытия, так и от своей самости.
Таким образом, смысл жизни может найти только человек, живущий духовной жизнью, в соответствии с нравственным принципом.
Смысл жизни ориентирован на реализацию своего жизненного предназначения.
Однако в современном обществе доминирующей является ориентация на себя, а, соответственно, жизненным смыслом служит обладание.
«Судя по многим признакам, сегодня на наших глазах заканчивается история цивилизации как история спонтанного и бескорыстного дарения.
Сцену занимает человек, более не способный к дарению, готовый давать только то, что заранее оговорено и оплачено.
Этот новый антропологический
тип начисто лишен спонтанности; любую активность и ангажированность, любые свои социальные роли он предваряет вопросом: а что и сколько я буду за это иметь?»1.
В рамках способов самоутверждения, доминирующих сегодня, можно выделить: статусное самоутверждение, когда достижение определенного статуса является наиболее значимым побудительным мотивом; престижное самоутверждение, ориентированное либо на приобретение модных, престижных вещей, либо на материальные ценности как таковые; самоутверждение как самоцель, т.е.
попытка заявить о себе любыми средствами, в том числе эпатажными и деструктивными.
Если же говорить о самореализации, то она, во-первых, является потребностью более высокого уровня (а потому актуализирована далеко не у всех), вовторых, сопряжена с рядом трудностей.
Процесс самореализации, понимаемый как наиболее полное использование возможностей и талантов личности, зависит от двух групп факторов внешних и внутренних.

Под внешними естественно понимать сам социальный заказ на потенциал человека, т.е.
степень его
1 Панарин А.С.
Православная цивилизация в глобальном мире // Москва.
2001.
№ 3-6, 8, 10-12

[стр.,73]

73 л востребованности обществом.
К внутренним факторам относятся, прежде всего, система ценностей человека, которая обусловливает мотивацию его деятельности, а также психологические качества личности.
Процесс самореализации начинается только в том случае, когда есть и социальный заказ на способности человека, и сами эти способности, и внутренняя готовность действовать.
Проблема заключается в том, что социальная среда не настроена сегодня на максимальную реализацию человеческого потенциала, а потому блокирует стратегии, не вписывающиеся в сложившуюся социальную реальность.
Очевидно, что если рассматривать самореализацию как расширение границ и возможностей собственного
сознания, нравственное самосовершенствование, то такая модель поведения вряд ли будет замечена и оценена обществом.
Как уже отмечалось, снижение духовности ведет к деформации всей системы ценностей и росту кризисных явлений.
Поэтому общество, желающее избежать еще больших негативных последствий, должно как-то решать проблему воспроизводства духовности (а также формирования правовой и гражданской культуры).
Если говорить о потенциальных каналах передачи духовнонравственных ценностей, то к ним в условиях светского общества относятся, прежде всего, система образования и различные культурные институты.
Однако ситуация складывается сегодня таким образом, что последние, ориентируясь на массового потребителя, практически не затрагивают многие серьезные жизненные вопросы, требующие глубоких размышлений.
Не только для большинства электронных и печатных СМИ, но и для художественной литературы, театров и кинематографа характерен легковесный способ подачи материалов, стремление упрощать жизнь.
Делать же этого в принципе нельзя, поскольку жизнь ставит очень сложные проблемы, для которых все хотят получить простые решения отсюда глубокое противоречие между потребностями индивидов и возможностями их реализации.
Что касается системы образования, то, по словам российского философа А.С.Панарина: «Огромная сфера, тяготеющая к общетеоретическим и фундаментальным знаниям, к гуманитарной и общекультурной подготовке ...
лишается финансирования.
Вообще, вся внеутилитарная, ин

[Back]