101 сознания, нравственное самосовершенствование, то такая модель поведения вряд ли будет замечена и оценена обществом. Как уже отмечалось, снижение духовности ведет к деформации всей системы ценностей и росту кризисных явлений. Поэтому общество, желающее избежать еще больших негативных последствий, должно как-то решать проблему воспроизводства духовности (а также формирования правовой и гражданской культуры). Если говорить о потенциальных каналах передачи духовно-нравственных ценностей, то к ним в условиях светского общества относятся, прежде всего, система образования и различные культурные институты. Однако ситуация складывается сегодня таким образом, что последние, ориентируясь на массового потребителя, практически не затрагивают многие серьезные жизненные вопросы, требующие глубоких размышлений. Не только для большинства электронных и печатных СМИ, но и для художественной литературы, театров и кинематографа характерен легковесный способ подачи материалов, стремление упрощать жизнь. Делать же этого в принципе нельзя, поскольку жизнь ставит очень сложные проблемы, для которых все хотят получить простые решения отсюда глубокое противоречие между потребностями индивидов и возможностями их реализации. Что касается системы образования, то, но словам российского философа А.С. Панарина: «Огромная сфера, тяготеющая к общетеоретическим и фундаментальным знаниям, к гуманитарной и общекультурной подготовке ... лишается финансирования. Вообще, вся внеутилигарная, интеллектуальная впечатлительность и любознательность, откликающаяся на призывы, не вполне ясные коммерческому рассудку, сегодня внушает опасение господствующей либеральной идеологии как проявление подозрительных традиционалистских стихий, которые нелегко будет прибрать к рукам. Отсюда все эти неумолимые либеральные секвестры, касающиеся общего образования, науки и культуры. Дело не столько в том, что эти сферы выходят за рамки системы обмена и грозят оказаться «нерентабельными», сколько в том, что они формируют людей, мыслящих категориями, |
73 л востребованности обществом. К внутренним факторам относятся, прежде всего, система ценностей человека, которая обусловливает мотивацию его деятельности, а также психологические качества личности. Процесс самореализации начинается только в том случае, когда есть и социальный заказ на способности человека, и сами эти способности, и внутренняя готовность действовать. Проблема заключается в том, что социальная среда не настроена сегодня на максимальную реализацию человеческого потенциала, а потому блокирует стратегии, не вписывающиеся в сложившуюся социальную реальность. Очевидно, что если рассматривать самореализацию как расширение границ и возможностей собственного сознания, нравственное самосовершенствование, то такая модель поведения вряд ли будет замечена и оценена обществом. Как уже отмечалось, снижение духовности ведет к деформации всей системы ценностей и росту кризисных явлений. Поэтому общество, желающее избежать еще больших негативных последствий, должно как-то решать проблему воспроизводства духовности (а также формирования правовой и гражданской культуры). Если говорить о потенциальных каналах передачи духовнонравственных ценностей, то к ним в условиях светского общества относятся, прежде всего, система образования и различные культурные институты. Однако ситуация складывается сегодня таким образом, что последние, ориентируясь на массового потребителя, практически не затрагивают многие серьезные жизненные вопросы, требующие глубоких размышлений. Не только для большинства электронных и печатных СМИ, но и для художественной литературы, театров и кинематографа характерен легковесный способ подачи материалов, стремление упрощать жизнь. Делать же этого в принципе нельзя, поскольку жизнь ставит очень сложные проблемы, для которых все хотят получить простые решения отсюда глубокое противоречие между потребностями индивидов и возможностями их реализации. Что касается системы образования, то, по словам российского философа А.С.Панарина: «Огромная сфера, тяготеющая к общетеоретическим и фундаментальным знаниям, к гуманитарной и общекультурной подготовке ... лишается финансирования. Вообще, вся внеутилитарная, ин 74 * # теллектуальная впечатлительность и любознательность, откликающаяся на призывы, не вполне ясные коммерческому рассудку, сегодня внушает опасение господствующей либеральной идеологии как проявление подозрительных традиционалистских стихий, которые нелегко будет прибрать к рукам. Отсюда все эти неумолимые либеральные секвестры, касающиеся общего образования, науки и культуры. Дело не столько в том, что эти сферы выходят за рамки системы обмена и грозят оказаться «нерентабельными», сколько в том, что они формируют людей, мыслящих категориями, выходящими за пределы одной только рентабельности. Такие люди признаны опасными, ибо они способны, с одной стороны, дарить там, где их не просят, а с другой защищать и оберегать от торговли те ценности, за полное исчезновение которых кое-кто готов заплатить»1. Духовный способ существования связан с постоянным развитием рефлексии, которая выводит человека мысленно за пределы жизни. Именно с этого начинается путь к построению нравственности личности. Однако сегодня практически нет социальных институтов, ответственных за это. Что касается проблемы воспроизводства духовности, то многие сегодня начинают отождествлять ее с религиозной сферой. Безусловно, это нс гак: духовность нетождественна религиозности, так же как мораль нетождественна религии. Есть определенный слой людей неверующих и даже атеистов, отличающихся при этом высоким уровнем нравственной культуры. Согласно точке зрения С.Н.Булгакова: «Определяющей силой в духовной жизни человека является его религия не только в узком, но и в широком смысле слова, т.е. те высшие и последние ценности, которые признаёт человек над собою и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям. Определить действительный религиозный центр в человеке, найти его подлинную душевную сердцевину это значит узнать о нём самое интимное и важное, после чего будет понято всё внешнее и производное»2. 1 Панарин А.С. Указ. соч. 2 Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип Философия хозяйства. М.: 199! г. С. 310. |