103 Это означает, что религиозная подсистема действительно остается фактически единственной, отвечающей за духовно-нравственные процессы. Именно религиозный институт в традиционном обществе обеспечивал присутствие в сознании людей представления о стратегическом смысле своих действии, ориентировал на отнесение собственных дел к идеалу, на их сопоставление с абсолютом. И одновременно вынесение из сферы логики в область веры источника и эталона духовности позволяло снять вопрос о тактической, бытовой неэффективности моральности по сравнению с конкурентной борьбой за свои интересы. Что может сегодня дать религия с воспитательной точки зрения? Духовные наставления, широко представленные в православной религиозной литературе, направлены в первую очередь на формирование у человека альтруистических установок. Приведем несколько крупных цитат на эту тему: «Единение с богом через преданную веру удовлетворяет самую главную потребность человеческой души очищение от проказы греха. Вера одухотворяет чувства душевные, приумножает духовные силы человека. Быть верующим значит исповедовать свою веру делами любви к богу и ближнему. У многих людей бывает большой разрыв между верой и жизнью по вере. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» Веру в бога нужно выражать, доказывать добродетельною жизнью. Нужно помнить, что одна вера, даже истинная и православная, не принесет никакой пользы тому, кто верует без добрых дел. Проявлением веры служит сила, исходящая от веры. Проявлением же силы служит ревность к заповедям божьим и богоугодным делам. Жизнь христианина должна протекать в полном соответствии с его верой. Мы не должны относиться к своей вере с ложной бережливостью, пользуясь ею только в исключительных случаях, она всегда должна быть с нами. Добрые дела должны быть потребностью души, они предрешат будущую загробную участь каждого человека. Мы должны совершать свои добрые дела |
« * * # # Тем нс менее, сегодня вся культурная и образовательная политика ориентирована на прагматические ценности, а основным стихийным институтом социализации являются электронные СМИ, в первую очередь телевидение. Учитывая направленность его материалов, способ их подачи и мотивацию информационной политики, рассчитывать на усиление духовно-нравственной сферы нельзя. В данных социально-экономических и политических условиях «...общество занято проблемами самовыживания, а его богатая часть не заинтересована в нравственном воспитании, ибо далека от нравственности в своей деятельности»1. Это означает, что религиозная подсистема действительно остается фактически единственной, отвечающей за духовно-нравственные процессы. Именно религиозный институт в традиционном обществе обеспечивал присутствие в сознании людей представления о стратегическом смысле своих действий, ориентировал на отнесение собственных дел к идеалу, на их сопоставление с абсолютом. И одновременно вынесение из сферы логики в область веры источника и эталона духовности позволяло снять вопрос о тактической, бытовой неэффективности моральности по сравнению с конкурентной борьбой за свои интересы. Что может сегодня дать религия с воспитательной точки зрения? Духовные наставления, широко представленные в православной религиозной литературе, направлены в первую очередь на формирование у человека альтруистических установок. Приведем несколько крупных цитат на эту тему: «Единение с богом через преданную веру удовлетворяет самую главную потребность человеческой души очищение от проказы греха. Вера одухотворяет чувства душевные, приумножает духовные силы человека. Быть верующим значит исповедовать свою веру делами любви к богу и ближнему. У многих людей бывает большой разрыв между верой и жизнью по вере. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» Веру в бога нужно выражать, доказывать добродетельною жизнью. 75 1 Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 5 76 * С О Нужно помнить, что одна вера, даже истинная и православная, не принесет никакой пользы тому, кто верует без добрых дел. Проявлением веры служит сила, исходящая от веры. Проявлением же силы служит ревность к заповедям божьим и богоугодным делам. Жизнь христианина должна протекать в полном соответствии с его верой. Мы не должны относиться к своей вере с ложной бережливостью, пользуясь ею только в исключительных случаях, она всегда должна быть с нами. Добрые дела должны быть потребностью души, они предрешат будущую загробную участь каждого человека. Мы должны совершать свои добрые дела исключительно с целью богоугождения и не иметь при этом никакой корысти и выгоды. Нашими добрыми делами должно двигать не ожидание вечной награды, а любовь к богу и людям: «Награда бывает больше, если ты делаешь, не ожидая награды». Есть дела мнимо добрые: внешне они кажутся хорошими, но на самом деле через них человек хочет показать себя хорошим. Дела же, в основе которых лежит любовь, не нуждаются в рекламе. О своих добрых делах надо быстро забывать, чтобы не растить в себе гордость. Бог ищет смиренных сердцем людей, которые не будут приписывать то, что бог делает через них, себе в заслугу. Добрые дела необходимо творить по отношению ко всем людям добрым и злым, праведным и неправедным, и в первую очередь надо делать добро тем людям, которые нуждаются в нашей помощи»1. Согласно данным одного из исследований, люди, считающие себя верующими (соблюдающие обряды), больше предрасположены к терпению, абстрактной любви к ближнему, предпочитают бедность греховным поступкам. При этом важно отметить, что такая картина была получена при ответе па вопрос, предполагающем самостоятельное выстраивание респондентами иерархии их жизненных ценностей. Наибольший разброс в данных касается таких ценностей, как семья (ее отметили 70,6% соблюдающих обряды и 60,3% неверующих), милосердие (22,5% против 10,4%), полезность людям (31,4% и 22,6% 1 Древлеправослапный календарь. Изд-во Древлеправославной Архиепископии Новозыбковской, Московской и всея Руси. Новозыбков, 1991.-С. 67-68 |