Проверяемый текст
Черныш Юлия Анатольевна. Религия как фактор социокультурной социализации в современной России (Диссертация 2005)
[стр. 105]

индивидами.
Другими словами, в зависимости от гою, какой смысл вкладывает человек в свои действия, социальные роли в рамках одного социального института могут исполняться совершенно по-разному.
Рассмотрим основные социальные институты, которые, с одной стороны, могут служить каналами передачи религиозных ценностей, а с другой сами являются объектом религиозного воздействия.

Одно из важнейших мест среди жизненных ценностей человека
всегда занимала семья.
Однако, с развитием семьи и изменением ее функций постепенно меняется и отношение к ней.
Сегодня все яснее стали проявляться такие признаки трансформации семьи, как уменьшение численности браков, их «с тарение», увеличение числа
нерегисгрируемых браков, падение рождаемости, преобладание малодетных семей, увеличение числа внебрачных детей и распространение добровольной бездетности.
Связывается все
это с растущими в обществе тенденциями индивидуализма и рационализма.
Констатация фактических перемен, происходящих с семьей, отражает лишь одну сторону процессов.
Возникает необходимость взглянуть на них с субъективной стороны, выяснить, в какой мере эти переменные и новые
факторы интериоризованы субъектами и получили ценностное признание.
Оба эти аспекта состояния семьи неразрывно связаны: «поведение» семьи влияет на ценностные выборы, а они на семью.
Оценка явлений семейной жизни, т.е.
субъективная установка по отношению к ее ценностям, находится между двумя полюсами, один из которых полная интериоризация этих ценностей (когда они становятся нормами поведения субъектов), а второй их отрицание.
Одним словом, ценности и их нормативная реализация
ифают в человеческой жизни крайне важную роль, а их изменения воздействуют на течение жизни и, в том числе, на сос тояние семьи.
Если анализировать систему семейных ценностей, то в качестве основных ее параметров можно выделить следующие: — происхождение и сущность брака; — альтернативы браку и семье, допустимость внебрачных контактов;
105
[стр. 77]

соответственно).
Напротив, материальное благополучие менее важно для религиозных респондентов его отметили 30,4% соблюдающих обряды и 43,2% неверующих1.
В другом исследовании отмечается, что верующие студенты МГУ «отличаются добросовестностью и старательностью, но не честолюбием и завистью»1 2.
Если рассматривать социокультурные процессы на макрои микроуровне, становится очевидно, что духовная составляющая религии проявляется главным образом на уровне личности, в рамках индивидуальной религиозности.
А если это так, то воздействие религии на общество осуществляется, в основном, через коррекцию социальных ролей, выполняемых индивидами.
Другими словами, в зависимости от того, какой смысл вкладывает человек в свои действия, социальные роли в рамках одного социального института могут исполняться совершенно по-разному.
Рассмотрим основные социальные институты, которые, с одной стороны, могут служить каналами передачи религиозных ценностей, а с другой сами являются объектом религиозного воздействия.

Семья.
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди жизненных ценностей человека.
Однако с развитием семьи и изменением ее функций постепенно меняется и отношение к ней.
Сегодня все яснее стали проявляться такие признаки трансформации семьи, как уменьшение численности браков, их «старение», увеличение числа
нерегистрируемых браков, падение рождаемости, преобладание малодетных семей, увеличение числа внебрачных детей и распространение добровольной бездетности.
Связывается все
эго с растущими в обществе тенденциями индивидуализма и рационализма.
Констатация фактических перемен, происходящих с семьей, отражает лишь одну сторону процессов.
Возникает необходимость взглянуть на них с субъективной стороны, выяснить, в какой мере эти переменные и новые
факто1 См.: Широкалова Г.С.
Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев // Социол.
исслед.
2001.
№ 7.
С.
80-88.
2 Цит.
по: Мчедлов М.
О социальном портрете современного верующего // Социол.
исслед.
2002.
№ 5.
С.


[стр.,78]

ры интериоризованы субъектами и получили ценностное признание.
Оба эти аспекта состояния семьи неразрывно связаны: «поведение» семьи влияет на ценностные выборы, а они на семью.
Оценка явлений семейной жизни, т.е.
субъективная установка по отношению к ее ценностям, находится между двумя полюсами, один из которых полная интериоризация этих ценностей (когда они становятся нормами поведения субъектов), а второй их отрицание.
Одним словом, ценности и их нормативная реализация
играют в человеческой жизни крайне важную роль, а их изменения воздействуют на течение жизни и, в том числе, на состояние семьи.
Если анализировать систему семейных ценностей, то в качестве основных ее параметров можно выделить следующие: происхождение и сущность брака; альтернативы браку и семье, допустимость внебрачных контактов;
отношение к разводу; ~ обязанности супругов по отношению к семье и друг другу; ~ репродуктивные ориентации; воспитание детей.
Одной из важнейших семейных функций является воспитание и социализация детей.
В условиях большого числа разводов и внебрачной рождаемости эта функция переживает очевидный кризис.
В этом контексте все чаще говорят даже о социальной патологии подрастающих поколений.
О негативном характере последствий развода на личность ребенка свидетельствует большинство социальных характеристик детей из распавшейся семьи.
Все практикующие психологи и специалисты, работающие с такими детьми, отмечают свойственный им высокий уровень тревожности.
Кроме того, развод в семье значительно повышает частоту конфликтов ребенка с родителями.
Формируется высокая тревожность, связанная с необходимостью строить отношения с каждым родителем отдельно, не вступать в конфликт лояльности.
Рассматривая взаимосвязь религиозности и значимых семейных ценностей, можно сделать следующий вывод: мотивы заключения браков у верую

[Back]