Проверяемый текст
Черныш Юлия Анатольевна. Религия как фактор социокультурной социализации в современной России (Диссертация 2005)
[стр. 107]

мест.
В этих условиях увеличение числа религиозных граждан может рассматриваться как один из основных факторов, препятствующих дальнейшему уменьшению рождаемости и росту депопуляции.
Это предположение подтвердилось в ходе конкретного исследования
[171].
Анализ его результатов показывает, что религиозность действительно выступает фактором, детерминирующим и более высокие репродуктивные намерения, и реальную практику репродуктивного поведения.
В частности, среди тех, кто считает себя весьма религиозным человеком, доля не желающих иметь детей больше, чем сейчас, равна 35,6%, а среди нерелигизных 46,8%.
При этом необходимо отметить, что религиозные респоденты в среднем имели больше детей, чем нерелигиозные: доля третьих и четвертых рождений у считающих себя весьма религиозными почти на 23% больше, чем у остальных опрошенных (35,7% и 13,0% соответственно).
Указанная тенденция заметна и в динамике предпочитаемых чисел детей.
Средние величины предпочитаемых чисел оказались следующими: у считающих себя весьма религиозными идеальное
число детей 2,44 ребенка, желаемое 2,97 и ожидаемое 2,39.
У тех же, кто считает себя вообще нерелигиозными, соответственно 2,31,2,48 и 1,98.
Таким образом, все рассмотренные данные могут служить подтверждением гипотезы о прямой связи религиозности и репродуктивного поведения.
По всем рассмотренным аспектам люди, считающие себя религиозными, демонстрируют большую ориентированность на семью и семейные ценности, большее желание иметь детей и более высокую степень реализации этого желания.
{Многодетность семьи, помимо всего прочего, оказывает положительное воздействие на семейную социализацию.
Наличие у ребенка братьев и сестер помогает формированию его гендерной и возрастной идентификации, а также будущих собственных репродуктивных
ориентации.
В то же время многие исследователи отмечают, что наличие в современной российской семье нескольких детей значительно понижает ее жизненный уровень: «Именно дети сегодня становятся главным
107
[стр. 79]

79 » * щих несколько иные, чем в безрелигиозной среде, поэтому иным, более негативным, будет и отношение к разводу, («что Бог сочетал, того человек да не разлучает»).
Сегодня являются очевидными сдвиги в структуре ценностных ориен таций значительной части населения.
Их основной вектор рост индивидуалистических устремлений на достижение личного успеха, прежде всего в материальной сфере, на карьеру, на «престижное потребление».
Иными словами, идет дальнейшее усиление внесемейных ориентаций.
Поскольку движущей силой репродуктивного поведения является потребность в детях, можно предположить, что рост религиозности может в какой-то мере препятствовать спонтанному росту внесемейных ориентаций.
Догматы всех религий так или иначе ставят семью, детей на одно из первых мест.
В этих условиях увеличение числа религиозных граждан может рассматриваться как один из основных факторов, препятствующих дальнейшему уменьшению рождаемости и росту депопуляции.
Это предположение подтвердилось в ходе конкретного исследования1.

Анализ его результатов показывает, что религиозность действительно выступает фактором, детерминирующим и более высокие репродуктивные намерения, и реальную практику репродуктивного поведения.
В частности, среди тех, кто считает себя весьма религиозным человеком, доля не желающих иметь детей больше, чем сейчас, равна 35,6%, а среди нерелигизных 46,8%.
При этом необходимо отметить, что религиозные респоденты в среднем имели больше детей, чем нерелигиозные: доля третьих и четвертых рождений у считающих себя весьма религиозными почти на 23% больше, чем у остальных опрошенных (35,7% и 13,0% соответственно).
Указанная тенденция заметна и в динамике предпочитаемых чисел детей.
Средние величины предпочитаемых чисел оказались следующими: у считающих себя весьма религиозными идеаль*
1 См.
подробнее: Медков В.М.
Динамика условий жизни и линии репродуктивного поведения городской семьи в России в 1990-е гг.


[стр.,80]

80 % * * ное число детей 2,44 ребенка, желаемое 2,97 и ожидаемое 2,39.
У тех же, кто считает себя вообще нерелигиозными, соответственно 2,31,2,48 и 1,98.
Таким образом, все рассмотренные данные могут служить подтверждением гипотезы о прямой связи религиозности и репродуктивного поведения.
По всем рассмотренным аспектам люди, считающие себя религиозными, демонстрируют большую ориентированность на семью и семейные ценности, большее желание иметь детей и более высокую степень реализации этого желания.
Многодетность семьи, помимо всего прочего, оказывает положительное воздействие на семейную социализацию.
Наличие у ребенка братьев и сестер помогает формированию его гендерной и возрастной идентификации, а также будущих собственных репродуктивных
ориентаций.
В то же время многие исследователи отмечают, что наличие в современной российской семье нескольких детей значительно понижает ее жизненный уровень: «Именно дети сегодня становятся главным
демографическим фактором бедности, а отказ от их рождения методом социальной самозащиты»1.
Жизненная практика различных социальных слоев отчетливо демонстрирует экономические преимущества репродуктивного поведения, ориентированного на однодетную модель.
Поэтому можно сказать, что многодетность как значимая ценность, более характерная для верующих семей, отрицательно влияет на их материальное благополучие, одновременно улучшая демографическую ситуацию в стране.
(Правда, родители получают от общения со своими детьми огромные эмоциональные «дивиденды», которые не поддаются хоть какой-то рационально-экономической оценке.) Вкратце отметим влияние личной религиозности на другие семейнонравственные ценности.
Так, верующие более строги в оценке пропагандируемой свободы половых отношений.
Среди них также выше доля осуждающих добрачные и внебрачные связи, проституцию, аборты, сожительства, и, соответственно, ниже доля лиц, одобряющих эти явления.
Например, внебрачные * 1 Елизаров В.
Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социол.
исслед.
1998.
№ 2 С.
59

[Back]