109 главной задачей становится формирование и развитие духовно-нравственной культуры подрастающего поколения, а также влияние на культуру их родителей. Иными словами, светская школа, являясь общественной структурой, должна рассматривать религиозную культуру как фактор общего и духовнонравственного развития личности. При этом, однако, возникает вопрос: какие качества, чувства, жизненные ориентиры будут при этом формироваться у детей, молодежи и насколько они помогут им адаптироваться в современном мире. Иными словами, как соотносится преподавание религии с содержанием светского образования, его целями и задачами? Если рассматривать образование как способ аккумуляции и трансляции культуры в сменяющихся поколениях, то каким образом сюда может быть вписано преподавание религии? Но мнению В.И. Гараджи, образование как социальная система осуществляет указанную функцию таким образом, что в соответствии с историко-культурной ситуацией каждый раз определенным образом структурирует культурное наследие в качестве учебного предмета [180]. Последний понимается здесь в широком смысле слова, как содержание образования на данном этапе социокультурного развития. Учебный предмет создается в качестве «суммы знания» определенной эпохи, но при этом гак, что познавательные единицы каждый раз оказываются связанными в цельную систему и согласованы с традицией культуры, включая в то же время новые сведения. Таким образом, содержание учебного предмета предстает как обобщение нового и в то же время как объяснимое из предшествующею. Поэтому изменения в содержании учебного предмета связаны с изменениями не только в духовной сфере, но и в жизни общества, в стиле жизни. Отсюда вопрос о том, можно ли преподавать религию в школе, сегодня является не только правовым, но и эпистемологическим: каким образом религия в качестве одного из учебных предметов наряду с другими может быть включена в системные отношения, определяющие целостность содержания образования современной школы. С этой точки зрения, в содержании образования религия рассматривается сегодня как определенный блок культурно-нравственных |
81 # * У * связи мужчин осуждают 65,7% верующих и 50,0% неверующих респондентов, внебрачные связи женщин 69,6% и 51,3% соответственно'. В целом анализ ценностно-мотивационных аспектов функционирования семьи как малой группы позволяет сделать однозначный вывод: в условиях утраты большинства институтов, транслирующих религиозные ценности, она является одним из важнейших каналов, реализующих эту функцию. Школа. Функция социализации детей и молодежи во многом отводится системе образования. Не затрагивая ее функционирование в целом, остановимся на том, как взаимодействуют сегодня светское и религиозное образование. Когда речь идет о «профессиональном» религиозном образовании, т.е. работе духовных учебных заведений, главной их функцией считается деятельность по трансляции религиозных доктрин, способов культовой практики и подготовке профессиональных кадров. Если же говорить о внедрении элементов религиозной культуры в светское образование, то здесь главной задачей становится формирование и развитие духовно-нравственной культуры подрастающего поколения, а также влияние на культуру их родителей. Иными словами, светская школа, являясь общественной структурой, должна рассматривать религиозную культуру как фактор общего и духовно-нравственного развития личности. При этом, однако, возникает вопрос: какие качества, чувства, жизненные ориентиры будут при этом формироваться у детей, молодежи и насколько они помогут им адаптироваться в современном мире. Иными словами, как соотносится преподавание религии с содержанием светского образования, его целями и задачами? Если рассматривать образование как способ аккумуляции и трансляции культуры в сменяющихся поколениях, то каким образом сюда может быть вписано преподавание религии? По мнению В.И.Гараджи, образование как социальная система осуществляет указанную функцию таким образом, что в соответствии с историко-культурной ситуацией каждый раз определенным образом структурирует культурное наследие в качестве учебного пред1 1 Широкалова Г. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев// Социол. исслед.2001.№7-С. 87. 82 « * * мета1. Последний понимается здесь в широком смысле слова, как содержание образования на данном этапе социокультурного развития. Учебный предмет создается в качестве «суммы знания» определенной эпохи, но при этом так, что познавательные единицы каждый раз оказываются связанными в цельную систему и согласованы с традицией культуры, включая в то же время новые сведения. Таким образом, содержание учебного предмета предстает как обобщение нового и в то же время как объяснимое из предшествующего. Поэтому изменения в содержании учебного предмета связаны с изменениями не только в духовной сфере, но и в жизни общества, в стиле жизни. Отсюда вопрос о том, можно ли преподавать религию в школе, сегодня является не только правовым, но и эпистемологическим: каким образом религия в качестве одного из учебных предметов наряду с другими может быть включена в системные отношения, определяющие целостность содержания образования современной школы. С этой точки зрения, в содержании образования религия рассматривается сегодня как определенный блок культурно-нравственных ценностей, оказывающих влияние на личностные приоритеты. При этом подразумевается, что каждой отдельной личности присуща своя специфическая иерархия ценнос тей, и эти ценности в сознании человека преобразуются в соответствии с жизненными обстоятельствами. Личностные же религиозные ценности, будучи осмысленными, осознанными, успешно выполняют функцию перспективных, стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности. Рассматривая религиозную культуру как содержательный элемент образования и воспитания, мы имеем дело с различными компонентами: знаниями, способами деятельности, эмоционально-ценностным отношением к миру и действительности. Религиозная культура оказывает влияние на личность, выполняя функцию отбора. Поэтому в содержании религиозной информации, преподносимой школьникам, основная роль должна отводиться социально-нравственной проблематике и вопросам вероучений. Однако соотношение этих двух составляющих религиозного воздействия зависит от конкретного адресата информации. В беседах с 1 1 Философия, культура и образование: Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1999. № 3 С. 29. |