ценностей, оказывающих влияние на личностные приоритеты. При этом подразумевается, что каждой отдельной личности присуща своя специфическая иерархия ценностей, и эти ценности в сознании человека преобразуются в соответствии с жизненными обстоятельствами. Личностные же религиозные ценности, будучи осмысленными, осознанными, успешно выполняют функцию перспективных, стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности. Рассматривая религиозную культуру как содержательный элемент образования и воспитания, мы имеем дело с различными компонентами: знаниями, способами деятельности, эмоционально-ценностным отношением к миру и действительности. Религиозная культура оказывает влияние на личность, выполняя функцию отбора. Поэтому в содержании религиозной информации, преподносимой школьникам, основная роль должна отводиться социально-нравственной проблематике и вопросам вероучений. Однако соотношение этих двух составляющих религиозного воздействия зависит от конкретного адресата информации. В беседах с детьми и подростками преобладают вопросы вероучения, а также выработка религиозных представлении по основным вопросам мировоззрения (о происхождении земли, мира, человека). А при работе с молодежью, для которой вопросы цели и смысла жизни, определение своего отношения к людям, создание духовного идеала приобретают особую актуальность, основной акцент должен делаться на нравс твенные аспекты. Правда, сравнение ориентации и действий верующей молодежи с остальными молодежными группами показывает, что отношение к сомнительным видам деятельности и даже к девиантным формам поведения у нее принципиально не отличается [174]. В то же время, исследования однозначно свидетельствуют, что процент курящих среди людей, считающих себя верующими, ниже, чем в среде неверующих. Еще значительнее разрыв в показателях, когда речь идет о наркомании. Очевидно, что информированность о вреде курения и наркотиков Примерно одинакова среди всех слоев населения, независимо от степени по |
82 « * * мета1. Последний понимается здесь в широком смысле слова, как содержание образования на данном этапе социокультурного развития. Учебный предмет создается в качестве «суммы знания» определенной эпохи, но при этом так, что познавательные единицы каждый раз оказываются связанными в цельную систему и согласованы с традицией культуры, включая в то же время новые сведения. Таким образом, содержание учебного предмета предстает как обобщение нового и в то же время как объяснимое из предшествующего. Поэтому изменения в содержании учебного предмета связаны с изменениями не только в духовной сфере, но и в жизни общества, в стиле жизни. Отсюда вопрос о том, можно ли преподавать религию в школе, сегодня является не только правовым, но и эпистемологическим: каким образом религия в качестве одного из учебных предметов наряду с другими может быть включена в системные отношения, определяющие целостность содержания образования современной школы. С этой точки зрения, в содержании образования религия рассматривается сегодня как определенный блок культурно-нравственных ценностей, оказывающих влияние на личностные приоритеты. При этом подразумевается, что каждой отдельной личности присуща своя специфическая иерархия ценнос тей, и эти ценности в сознании человека преобразуются в соответствии с жизненными обстоятельствами. Личностные же религиозные ценности, будучи осмысленными, осознанными, успешно выполняют функцию перспективных, стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности. Рассматривая религиозную культуру как содержательный элемент образования и воспитания, мы имеем дело с различными компонентами: знаниями, способами деятельности, эмоционально-ценностным отношением к миру и действительности. Религиозная культура оказывает влияние на личность, выполняя функцию отбора. Поэтому в содержании религиозной информации, преподносимой школьникам, основная роль должна отводиться социально-нравственной проблематике и вопросам вероучений. Однако соотношение этих двух составляющих религиозного воздействия зависит от конкретного адресата информации. В беседах с 1 1 Философия, культура и образование: Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1999. № 3 С. 29. детьми и подростками преобладают вопросы вероучения, а также выработка религиозных представлений по основным вопросам мировоззрения (о происхождении земли, мира, человека). А при работе с молодежью, для которой вопросы цели и смысла жизни, определение своего отношения к людям, создание духовного идеала приобретают особую актуальность, основной акцент должен делаться на нравственные аспекты. Правда, сравнение ориентаций и действий верующей молодежи с остальными молодежными группами показывает, что отношение к сомнительным видам деятельности и даже к девиантным формам поведения у нее принципиально не отличается1. В то же время, исследования однозначно свидетельствуют, что процент курящих среди людей, считающих себя верующими, ниже, чем в среде неверующих. Еще значительнее разрыв в показателях, когда речь идет о наркомании. Очевидно, что информированность о вреде курения и наркотиков примерно одинакова среди всех слоев населения, независимо от степени религиозности. Поэтому более низкие показатели распространенности курения и наркомании среди верующих нельзя объяснить иначе, как установкой о греховности этих явлений. Следовательно, религия в рамках регулятивной ее функции, будучи внедренной в школьное образование, может стать одним из самых сдерживающих факторов распространения негативных явлений современного общества. Исследования показывают, что с 1990 г. по 2001 г. возраст начинающих курильщиков снизился с 15,2 до 10,1 года. Среди 13-летних курит каждый второй (48%), в 16-17 лет двое из троих (66%), а в 18 лет три четверти (75,5%)1 2. Далее, огромных масштабов достигло распространение наркомании. По данным того же исследования, лишь чуть больше половины (55,3%) молодых людей в возрасте 12-22 лет никогда не пробовали наркотических препаратов. Те, кто потребляет' наркотики не реже 1 раза в две недели, составляют 14,3%, а 1 С.м.: Мчедлов М. О религиозности российской молодежи // Социол. исслед. 1998. № б С. 109. 2 Арефьев А. Поколение, которое теряет Россия // Социол. исслед. 2002. № 8 С. 99. |