112 выразилось в появлении деструктивных особенностей у молодого поколения, которые выразились в различных формах девиации. В основе девиации как таковой лежит чувство постоянной неудовлетворенности, которое со временем становится невыносимым и требует некоей компенсации, роль которой с успехом играют алкоголь и наркотики. Дефицит средств и навыков поиска продуктивного взаимодействия с миром обусловлен либо жесткими и незрелыми, либо некорректными установками, либо отсутствием таковых. Чтобы жить в обществе, человек должен не просто принять и усвоить формальные нормы этого общества, но и выработать свои собственные. При этом он должен уметь достигать равновесия между собственными потребностями и требованиями общества. Если же формальные нормы очень размыты или отсутствуют вовсе, тс индивид рано или поздно оказывается в конфликте с окружающей средой, не вписавшись в новые обстоятельства. Мы считаем, что религия в рамках своей мировоззренческой функции может оказать значи тельное влияние на указанную проблему. Оценивая перспективы вовлечения религиозных сгруктур в процессы профилактики наркотизма, эксперты отвечали на вопрос: «Может ли помочь профилактике наркотизма введение религиозных учебных дисциплин в учебных заведениях?» Большая часть опрошенных (53%) считает, что религия может повлиять лишь на некоторых молодых людей. 15% думают, что религия повлияет на многих, и 32% уверены, что положительное влияние религии возможно только как исключение [177]. С другой стороны, 41% тех же опрошенных экспертов являются сторонниками внедрения религии в школьное образование. Исследования религиозной ситуации в Вооруженных силах РФ проводятся с 1996 г. За прошедшие годы накопилась информация, позволяющая сделать определенные выводы о взаимовлиянии социальных институтов религии и армии. Прежде всег о, характерной тенденцией является снижение в последние годы числа военнослужащих, считающих себя верующими. Так, в 1996 г. верующими считали себя 37% опрошенных, в 1997 г. |
84 '4 4 4 наркозависимых, т.е. тех, кто принимает наркотики как минимум через день, насчитывается 7,9%'. По мере изучения проблемы наркомании специалисты все больше сходятся в том, что при всех экономических, политических и правовых детерминантах данного явления истоки этой проблемы нужно искать в структуре личности* 2. За последние 10 лет в нашей стране произошли столь радикальные перемены по всех сферах жизни общества, что разрыв между поколениями и резкий отказ от прежних ценностей, жизненных целей и средств их достижения стали еще более очевидными. Огромное количество молодых людей, чье детство пришлось на середину и конец 80-х гг., оказались неподготовленными к новым условиям, так как они воспитывались на прежних традициях. В итоге разрыв между притязаниями, многократно возросшими по сравнению с прежними, и личными усилиями каждого индивида удалось преодолеть далеко не всем. Нормативно-ценностный кризис, который затронул все социальные институты, в том числе и семью, не позволил ей в полной мере осуществлять свои функции и дать новому поколению средства психологической защиты и эффективного достижения целей. Все это выразилось в появлении деструктивных особенностей у молодого поколения, которые выразились в различных формах девиации. В основе девиации как таковой лежит чувство постоянной неудовлетворенности, которое со временем становится невыносимым и требует некоей компенсации, роль которой с успехом играют алкоголь и наркотики. Дефицит средств и навыков поиска продуктивного взаимодействия с миром обусловлен либо жесткими и незрелыми, либо некорректными установками, либо отсутствием таковых. Чтобы жить в обществе, человек должен не просто принять и усвоить формальные нормы этого общества, но и выработать свои собственные. При этом он должен уметь достигать равновесия между собственными потребностями и требованиями общества. Если же формальные нормы очень размыты 'Там же, С. 101. 2 См.: Иванова Н., Фролов С. Семья наркомана. Типы семей с повышенным риском формирования наркозависимой личности // Вести. Моек, ун-та. Сер. 18. Социология и политология 2002. № 1. или отсутствуют вовсе, тс индивид рано или поздно оказывается в конфликте с окружающей средой, не вписавшись в новые обстоятельства. Мы считаем, что религия в рамках своей мировоззренческой функции может оказать значительное влияние на указанную проблему. Оценивая перспективы вовлечения религиозных структур в процессы профилактики наркотизма, эксперты отвечали на вопрос: «Может ли помочь профилактике наркотизма введение религиозных учебных дисциплин в учебных заведениях?» Большая часть опрошенных (53%) считает, что религия может повлиять лишь на некоторых молодых людей. 15% думают, что религия повлияет на многих, и 32% уверены, что положительное влияние религии возможно только как исключение1. С другой стороны, 41% тех же опрошенных экспертов являются сторонниками внедрения религии в школьное образование. Армия. Исследования религиозной ситуации в Вооруженных силах РФ проводятся с 1996 г. За прошедшие годы накопилась информация, позволяющая сделать определенные выводы о взаимовлиянии социальных институтов религии и армии. Прежде всего, характерной тенденцией является снижение в последние годы числа военнослужащих, считающих себя верующими. Так, в 1996 г. верующими считали себя 37% опрошенных, в 1997 г. 48%, а в 1999 г. их количество сократилось до 32%\ Кроме того, динамика свойственна и мотивам, побуждающим военных обращаться к религии. В 1996 г. наиболее часто встречались такие мотивы, как конфликты со сверстниками (20%), посещение культовых учреждений (19%) и личное несчастье (17%). К 1999 г. мотивация заметно изменилась: 32% опрошенных назвали основным побудительным мотивом обращения к религии национальные традиции, которые нужно соблюдать, но зато 22% считали таковым поиски смысла жизни3. Следует отмстить, что в период вооруженного конфликта в Чечне для многих военнослужащих поводом обращения к религии стало непосредственное 1 2 1 Акулич М. и др. Эксперты о противодействии наркомании в регионе// Соииол. исслед. 2002. А» 8 С. 108. 2 Певень Л., Груздев В. Во что верят солдаты? //11Г-религии. 2000.17 мая |