Проверяемый текст
Черныш Юлия Анатольевна. Религия как фактор социокультурной социализации в современной России (Диссертация 2005)
[стр. 113]

113 48%, а в 1999 г.
их количество сократилось до32%
[178].
Кроме того, динамика свойственна и мотивам, побуждающим военных обращаться к религии.
В 1996 г.
наиболее часто встречались такие мотивы, как конфликты со сверстниками (20%), посещение культовых учреждений (19%) и личное несчастье (17%).
К 1999 г.
мотивация заметно изменилась: 32% опрошенных назвали основным побудительным мотивом обращения к религии национальные традиции, которые нужно соблюдать, но зато 22% считали таковым поиски смысла жизни
[178].
Следует отметить, что в период вооруженного конфликта в Чечне для многих военнослужащих поводом обращения к религии стало непосредственное участие в боевых действиях.
В частности, среди участников штурма г.

Грозного в январе-феврале 1995 г.
количество верующих было в 1,5 раза больше, чем в частях, не ведущих боевых действий.
Тезис о том, что специфика службы в условиях повышенного риска в значительной мере формирует отношение к вере, подтверждают и другие данные.
Так, по данным ежегодных мониторинговых исследований, проводимых военносоциологическим отделом Главного управления воспитательной работы ВС РФ, наибольшее количество считающих себя верующими среди военнослужащих по призыву, инженерно-технического состава, летчиков и подводников
[179].
Сравнительный анализ ценностных ориентации, побудительных мотивов и настроений военнослужащих из числа верующих и неверующих позволяет сделать вывод, что религиозные воззрения не оказывают существенного влияния на морально-психологическое состояние и отношение людей к воинскому долгу и поставленным задачам.
Они скорее определяются социальным статусом, чем их отношением к религии.
Иными словами, верующие офицеры разделяют те же духовные идеалы, представления и критерии воинского долга, что и все офицеры российской армии и флота.
В то же время эти идеалы существенно отличаются от взглядов на эти вещи солдат и сержантов, в том числе верующих.
Поэтому нет никаких оснований считать,
[стр. 85]

или отсутствуют вовсе, тс индивид рано или поздно оказывается в конфликте с окружающей средой, не вписавшись в новые обстоятельства.
Мы считаем, что религия в рамках своей мировоззренческой функции может оказать значительное влияние на указанную проблему.
Оценивая перспективы вовлечения религиозных структур в процессы профилактики наркотизма, эксперты отвечали на вопрос: «Может ли помочь профилактике наркотизма введение религиозных учебных дисциплин в учебных заведениях?» Большая часть опрошенных (53%) считает, что религия может повлиять лишь на некоторых молодых людей.
15% думают, что религия повлияет на многих, и 32% уверены, что положительное влияние религии возможно только как исключение1.
С другой стороны, 41% тех же опрошенных экспертов являются сторонниками внедрения религии в школьное образование.
Армия.
Исследования религиозной ситуации в Вооруженных силах РФ проводятся с 1996 г.
За прошедшие годы накопилась информация, позволяющая сделать определенные выводы о взаимовлиянии социальных институтов религии и армии.
Прежде всего, характерной тенденцией является снижение в последние годы числа военнослужащих, считающих себя верующими.
Так, в 1996 г.
верующими считали себя 37% опрошенных, в 1997 г.
48%, а в 1999 г.
их количество сократилось до 32%\
Кроме того, динамика свойственна и мотивам, побуждающим военных обращаться к религии.
В 1996 г.
наиболее часто встречались такие мотивы, как конфликты со сверстниками (20%), посещение культовых учреждений (19%) и личное несчастье (17%).
К 1999 г.
мотивация заметно изменилась: 32% опрошенных назвали основным побудительным мотивом обращения к религии национальные традиции, которые нужно соблюдать, но зато 22% считали таковым поиски смысла жизни3.

Следует отмстить, что в период вооруженного конфликта в Чечне для многих военнослужащих поводом обращения к религии стало непосредственное 1 2 1 Акулич М.
и др.
Эксперты о противодействии наркомании в регионе// Соииол.
исслед.
2002.
А» 8 С.
108.
2 Певень Л., Груздев В.
Во что верят солдаты? //11Г-религии.
2000.17 мая

[стр.,86]

86 # 'Ш * участие в боевых действиях.
В частности, среди участников штурма г.

1 розного в январе-феврале 1995 г.
количество верующих было в 1,5 раза больше, чем в частях, не ведущих боевых действий.
Тезис о том, что специфика службы в условиях повышенного риска в значительной мере формирует отношение к вере, подтверждают и другие данные.
Так, по данным ежегодных мониторинговых исследований, проводимых военно-социологическим отделом Главного управления воспитательной работы ВС РФ, наибольшее количество считающих себя верующими среди военнослужащих по призыву, инженерно-технического состава, летчиков и подводников1.

Сравнительный анализ ценностных ориентаций, побудительных мотивов и настроений военнослужащих из числа верующих и неверующих позволяет сделать вывод, что религиозные воззрения не оказывают существенного влияния на морально-психологическое состояние и отношение людей к воинскому долгу и поставленным задачам.
Они скорее определяются социальным статусом, чем их отношением к религии.
Иными словами, верующие офицеры разделяют те же духовные идеалы, представления и критерии воинского долга, что и все офицеры российской армии и флота.
В то же время эти идеалы существенно отличаются от взглядов на эти вещи солдат и сержантов, в том числе верующих.
Поэтому нет никаких оснований считать,
что обращение к вере автоматически развивает патриотизм, готовность к самопожертвованию, лучшее отношение к служебным обязанностям и т.п.
Тем не менее, по данным тех же мониторинговых исследований, большинство опрошенных военнослужащих (76%) выступают за дальнейшее налаживание отношений между армией и церковью.
59% опрошенных считают, что приобщение военнослужащих к религиозным ценностям скажется положительно на их культуре.
34% нравственности, 31% воспитании патриотизма, 36% улучшит отношения в воинских коллективах.
(Практика показывает, что конфессиональные различия все же заметны.
В частности, они проявляются в сфере побудительных мотивов добросовестного выполнения служебных обязанно1 Веремчук В.
К вопросу о взаимодействии военной службы и религии // Социол.
исслед.
2003.
№ 12.

[Back]