114 что обращение к вере автоматически развивает патриотизм, готовность к самопожертвованию, лучшее отношение к служебным обязанностям и т.п. Тем не менее, по данным тех же мониторинговых исследований, большинство опрошенных военнослужащих (76%) выступают за дальнейшее налаживание отношений между армией и церковью. 59% опрошенных считают, что приобщение военнослужащих к религиозным ценностям скажется положительно на их культуре, 34% нравственности, 31% воспитании патриотизма, 36%» улучшит отношения в воинских коллективах (практика показывает, что конфессиональные различия все же заметны. В частности, они проявляются в сфере побудительных мотивов добросовестного выполнения служебных обязанностей. Для последователей христианства больше характерны нравс твенные ориентиры). Религиозная ситуация в армии воспринимается командованием как важный источник новых форм военно-воспитательной работы с личным составом. Помимо формирования духовной мотивации исполнения воинского долга, в первую очередь религия востребована здесь в рамках искоренения «дедовщины» и преодоления тягот армейской жизни. Сущность армии состоит в реализации власти, которую можно понимать двояким образом: как «власть над другими» и как «власть над собой». Задача религиозною влияния (со стороны армейского священника или верующих офицеров) и должна заключаться в том, чтобы сформировать у военнослужащих соответствующее понимание власти как способности изменить себя, использования воли и настойчивости, достижения успехов в воинской службе путем личного совершенствования. Дедовщина характеризуется несколькими признаками, среди которых, прежде всего, эксплуататорский характер отношений и искаженные способы самоутверждения, в первую очередь насилие. К сожалению, в нашей культуре утеряна традиция воспитания личности в субъектных отношениях. Низкий уровень гуманитарной культуры в семье и кризисное состояние большинства институтов социализации приводят в итоге к формированию личности, имеющей дефициты в области продуктивных |
86 # 'Ш * участие в боевых действиях. В частности, среди участников штурма г. 1 розного в январе-феврале 1995 г. количество верующих было в 1,5 раза больше, чем в частях, не ведущих боевых действий. Тезис о том, что специфика службы в условиях повышенного риска в значительной мере формирует отношение к вере, подтверждают и другие данные. Так, по данным ежегодных мониторинговых исследований, проводимых военно-социологическим отделом Главного управления воспитательной работы ВС РФ, наибольшее количество считающих себя верующими среди военнослужащих по призыву, инженерно-технического состава, летчиков и подводников1. Сравнительный анализ ценностных ориентаций, побудительных мотивов и настроений военнослужащих из числа верующих и неверующих позволяет сделать вывод, что религиозные воззрения не оказывают существенного влияния на морально-психологическое состояние и отношение людей к воинскому долгу и поставленным задачам. Они скорее определяются социальным статусом, чем их отношением к религии. Иными словами, верующие офицеры разделяют те же духовные идеалы, представления и критерии воинского долга, что и все офицеры российской армии и флота. В то же время эти идеалы существенно отличаются от взглядов на эти вещи солдат и сержантов, в том числе верующих. Поэтому нет никаких оснований считать, что обращение к вере автоматически развивает патриотизм, готовность к самопожертвованию, лучшее отношение к служебным обязанностям и т.п. Тем не менее, по данным тех же мониторинговых исследований, большинство опрошенных военнослужащих (76%) выступают за дальнейшее налаживание отношений между армией и церковью. 59% опрошенных считают, что приобщение военнослужащих к религиозным ценностям скажется положительно на их культуре. 34% нравственности, 31% воспитании патриотизма, 36% улучшит отношения в воинских коллективах. (Практика показывает, что конфессиональные различия все же заметны. В частности, они проявляются в сфере побудительных мотивов добросовестного выполнения служебных обязанно1 Веремчук В. К вопросу о взаимодействии военной службы и религии // Социол. исслед. 2003. № 12. 87 # * стей. Для последователей христианства больше характерны нравственные ориентиры). Религиозная ситуация в армии воспринимается командованием как важный источник новых форм военно-воспитательной работы с личным составом. Помимо формирования духовной мотивации исполнения воинского долга, в первую очередь религия востребована здесь в рамках искоренения «дедовщины» и преодоления тягот армейской жизни. Сущность армии состоит в реализации власти, которую можно понимать двояким образом: как «власть над другими» и как «власть над собой». Задача религиозного влияния (со стороны армейского священника или верующих офицеров) и должна заключаться в том, чтобы сформировать у военнослужащих соответствующее понимание власти как способности изменить себя, использования воли и настойчивости, достижения успехов в воинской службе путем личного совершенствования. Дедовщина характеризуется несколькими признаками, среди которых, прежде всего, эксплуататорский характер отношений и искаженные способы самоутверждения, в первую очередь насилие. К сожалению, в нашей культуре утеряна традиция воспитания личности в субъектных отношениях. Низкий уровень гуманитарной культуры в семье и кризисное состояние большинства институтов социализации приводят в итоге к формированию личности, имеющей дефициты в области продуктивных межличностных отношений. Как следствие, развивается эмоциональная «глухота», а основным способом адаптации и самовыражения становится агрессивность. Поэтому религиозное влияние на военнослужащих может послужить фактором сдерживания деструктивных явлений в армейской среде. В то же время, религиозность военнослужащих, особенно срочной службы, может стать источником новых конфликтов. Очевидно, что поводом (но не причиной) для неуставных отношений в армейской среде зачастую выступает разделение военнослужащих по принципу землячества, возраста, национальности. Поэтому в органах военного управления справедливо высказываются опасения, что конфессиональный фактор также будет провоцировать напряжен |