Проверяемый текст
Черныш Юлия Анатольевна. Религия как фактор социокультурной социализации в современной России (Диссертация 2005)
[стр. 116]

116 связано с различием в понимание сущности и форм реализации религиозных функций разными субъектами социальной жизни.
Дисфункциональность религиозной системы проявляется в нескольких направлениях, и это служит основным аргументом против усиления ее роли в рамках взаимодействия с другими общественными системами.

Если суммировать негативные последствия религиозного влияния на общество в целом, то получим такую картину: раскол общества но национально-религиозному принципу; формальное равноправие всех конфессий с юридической точки зрения и их фактическое неравенство с точки зрения внимания, которое уделяется властью и СМИ русской православной церкви и иным конфессиям; возможный рост религиозного экстремизма.
Применительно к анализу религии как самоорганизующейся системы увеличение энтропии означает рост спонтанной активности субъектов религиозной жизни, нерегулируемости их поведения.
Как уже отмечалось,
это проявляется в росте миссионерской активности и социальной деятельности церквей, вовлеченности конфессий в политическую деятельность, активизации их позиций в СМИ и т.д.
Эго мы и наблюдаем сегодня.
Однако выход из этой ситуации может быть найден.
Снижение конфликтности и противоборства интересов возможно на основе взаимовыгодного сотрудничества и партнерства между субъектами, что является, в свою очередь, результатом ограничения сферы проявления их спонтанной энергии.
Говоря иначе, одним из основных способов нейтрализации дисфункций религиозной сферы должно стать правовое регулирование деятельности ее подсистем (в том числе, адекватная политика государственно-церковных отношений).
В процессе согласованного взаимодействия
автономных субъектов достигается компромисс между их интересами и возникает зона согласия но поводу использования и распределения основных ресурсов, которыми располагает религиозная система.
[стр. 88]

ность в войсках.
Это связано, в том числе, и с неравными возможностями реализации своей религиозной потребности для военнослужащих разных конфессий.
Недовольство среди атеистов, неверующих и верующих военнослужащих нехристианского вероисповедания вызывают проводимые в воинских частях массовые мероприятия с участием православных священников.
Особые возражения вызывает процедура освящения оружие и боевой техники, при которой, по их мнению, оно становится чужим для иноверцев1.
В целом же, па наш взгляд, при сравнении позитивного и негативного потенциала религии в армии приоритет должен отдаваться ее положительному воздействию.
Подводя итоги данного параграфа, мы должны особо отметить, что влияние религии на личность и общество амбивалентно.
Это отражается в диалектической взаимосвязи её социальных функций и дисфункций.
(Дисфункция наблюдаемые объективные последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы к условиям среды).
В зависимости от аспекта социальной реальности функциональный аспект религии меняется на дисфункциональный: то, что позитивно с точки зрения отдельной личности или группы, может представляться деструктивным для общества в целом (и наоборот).
Само существование таких проблем в рамках религиозной системы связано с различием в понимании сущности и форм реализации религиозных функций разными субъектами социальной жизни.
Дисфункциональность религиозной системы проявляется в нескольких направлениях, и это служит основным аргументом против усиления ее роли в рамках взаимодействия с другими общественными системами.

Нели суммировать негативные последствия религиозного влияния на общество в целом, то получим такую картину: раскол общества по национально-религиозному принципу; ' См.: Певень Л., Груздев В.
Во что верят солдаты? И НГ-религии.
2000.17 мая

[стр.,89]

89 4 * $ формальное равноправие всех конфессий с юридической точки зрения и их фактическое неравенство с точки зрения внимания, которое уделяется властью и СМИ русской православной церкви и иным конфессиям; возможный рост религиозного экстремизма.
Кроме того, лицемерная общественно-политическая позиция идеологов и руководства РПЦ и иных массовых конфессий во многом провоцирует негативное отношение к религии как таковой.
С позиций теории социальной синергетики, для всякой системы характерен не абсолютный порядок, а лишь его определенная степень, которая устанавливается эмпирическим путем и зависит от условий существования и развития системы.
Как известно, чем выше уровень энтропии в системе, тем ниже степень порядка в ней, и наоборот.
“Максимальная энтропия в социальной системе означает ее неспособность к преобразованиям, а, следовательно, беспорядок и повышенную конфликтность.
Однако в нормально функционирующей системе наличие конфликтов обязательно.
Они являются следствием взаимодействия между ее частями, стремящимися к реализации своих частных функций”1.
Применительно к анализу религии как самоорганизующейся системы увеличение энтропии означает рост спонтанной активности субъектов религиозной жизни, нерегулируемости их поведения.
Как уже отмечалось,
эго проявляется в росте миссионерской активности и социальной деятельности церквей, вовлеченности конфессий в политическую деятельность, активизации их позиций в СМИ и т.д.
Это мы и наблюдаем сегодня.
Однако выход из этой ситуации может быть найден.
Снижение конфликтности и противоборства интересов возможно на основе взаимовыгодного сотрудничества и партнерства между субъектами, что является, в свою очередь, результатом ограничения сферы проявления их спонтанной энергии.
Говоря иначе, одним из основных способов нейтрализации дисфункций религиозной сферы должно стать правовое регулирование деятельности ее подсистем (в том числе, адекватная политика государственно-церковных отношений).
В процессе согласованного взаимодействия
ав1 Резник Ю.М.
Введение в социальную теорию: Общая системология.
М., 2003 г.
С.
174.


[стр.,90]

90 т * * И тономных субъектов достигается компромисс между их интересами и возникает зона согласия по поводу использования и распределения основных ресурсов, которыми располагает религиозная система.
Теперь рассмотрим, каковы возможные негативные последствия религиозного влияния на личность.
Среди основных результатов такого влияния выделяют: существование в сознании людей различного рода религиозных пережитков и суеверий (“мракобесие”, “отсталость”, “духовная несвобода”); сознательное самоограничение, лишение себя “радостей жизни”, антигедонизм (особенно крайние его варианты уход в секты, отказ от собственного “Я”).
ригидность мышления и поведения (повышенная ритуальность жизни).
Мы считаем, что в данном аспекте нейтрализовать дисфункции в религиозной системе нужно путем формирования религиозной культуры граждан (в том числе через систему образования).
Как уже отмечалось, в дискуссиях о взаимодействии религии и образования, религии и армии главный аргумент против этого заключается в опасении, что конфессиональные различия спровоцируют конфликты между учащимися, в одном случае, и между военнослужащими, в другом.
Однако именно для молодежи характерны личностные духовные поиски.
Поэтому религиозное образование можно рассматривать как элемент духовной безопасности российских граждан в условиях мировоззренческого плюрализма.
Отказ от целенаправленного ознакомления молодежи с религиозной культурой и существующими конфессиями в итоге приведет к тому, что религиозное влияние все равно проявится, только в более агрессивных формах.
Это связано с тем, что нетрадиционные религиозные движения отличаются гораздо большей миссионерской активностью, если не сказать навязчивостью.
Таким образом, мы приходим к выводу, что дисфункциональность религии можно минимизировать, а в целом ее влияние на общество является положительным.
с

[Back]