117 Практика показывает, что возможны и негативные последствия религиозного влияния на личность. Среди основных результатов такого влияния выделяют: существование в сознании людей различного рода религиозных пережитков и суеверий («мракобесие», «отсталость», «духовная несвобода»); сознательное самоограничение, лишение себя «радостей жизни», антигедонизм (особенно крайние его варианты уход в секты, отказ от собственного Я»); ригидность мышления и поведения (повышенная ритуальность жизни). Таким образом, совершенно очевидно, что в данном аспекте нейтрализовать дисфункции в религиозной системе нужно путем формирования религиозной культуры граждан. Религиозное образование можно рассматривать как элемент духовной безопасности российских граждан в условиях мировоззренческого плюрализма. 2.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА На основании исследования, проведенного в предыдущих параграфах, можно сделать заключение, что православие является важным фактором, влияющим на развитие современного российского социума. С другой стороны, само православие подвержено эволюционным изменениям иод воздействием социально-политических и социально-экономических реалий современной России. Россиянин живет сегодня в социокультурной системе, исторически впитавшей в себя православные религиозные идеи, и, так или иначе, находится под их влиянием. Важно определить, будет ли в будущем усиливаться православный фактор развития России, как изменится роль и место религии в социокультурной системе современного российского общества, какие сегодня существуют основные клерикальные и светские концепции участия православия в формировании образов будущего России. Православная вера, как и другие конфессии, под влиянием современных реалий претерпевает эволюционные изменения. Существуют две основные |
2.3. СУДЬБА ПРАВОСЛАВИЯ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩЕГО РОССИИ На основании исследования, проведенного в предыдущих параграфах, можно сделать заключение, что православие является важным фактором, влияющим на развитие современного российского социума. С другой стороны, само православие подвержено эволюционным изменениям под воздействием социально-политических и социально-экономических реалий современной России. Россиянин живет сегодня в социокультурной системе, исторически впитавшей в себя православные религиозные идеи, и, так или иначе, находится под их влиянием. Важно определить, будет ли в будущем усиливаться православный фактор развития России, как изменится роль и место религии в социокультурной системе современного российского общества, какие сегодня существуют основные клерикальные и светские концепции участия православия в формировании образов будущего России. Православие, как и любая религия, может развиваться по двум основным направлениям: усиления или ослабления его роли в обществе. Возможен и 'третий вариант: сохранение за православием существующих позиций. В научной литературе существуют аргументы в поддержку всех этих точек зрения. Рассматривать развитие православия в будущей России необходимо в соответствии с существующими в науке теориями о роли религии в будущем. Так, концепцию усиления роли религии в будущем предложил американский социолог Р. Белла. Теория Р. Беллы основывается на эволюционном измерении религиозных систем. Исследователь определяет эволюцию на любом системном уровне как процесс возрастающей дифференциации и все большей сложности, который позволяет организму, социальной системе или какому-либо другому организованному целому совершенствовать способность приспособления к среде, в результате чего это целое (система) обретает большую автономию в отношении к своей среде, нежели менее сложное предшествующее образование. Р. Белла полагает, что с возрастанием сложности социальной организации религия претерпевает эволюцию, в ходе которой она обнаруживает способность |