Проверяемый текст
Свистухина Анастасия Сергеевна. Православие как фактор современных российских трансформаций (Диссертация 2009)
[стр. 118]

118 концепции эволюции православия усиление либо ослабление его положения в обществе.
Не исключен и такой вариант, как удержание православием существующих позиций.
В научной литературе существуют аргументы в поддержку всех этих точек зрения.

Анализировать эволюцию православия необходимо через призму теорий о роли религии в будущем, существующих в науке.
Так, Роберт Белла, специалист по сравнительной социологии религиозных верований, американский социолог предложил теорию об усилении роли религии в будущем.
Данная теория базируется на эволюционном измерении религиозных систем.
Ученый определяет эволюцию на любом системном уровне как процесс возрастающей дифференциации и все большей сложности, который позволяет организму, социальной системе или какому-либо другому организованному целому совершенствовать способность приспособления к среде, в результате чего это целое (система) обретает большую автономию в отношении к своей среде, нежели менее сложное предшествующее образование.
Р.
Белла полагает, что с
повышением сложности социальной организации религия претерпевает изменения, в ходе которых она раскрывает способности но содействию дальнейшему развития общества.
Это относится и к секулярному обществу.
Более поздние стадии эволюции религии свидетельствуют о возрастающей ее автономии
но отношению к социальной среде и возрастающем влиянии на социальное развитие [13].
Причем, Р.
Белла рассматривает секуляризацию как причину видоизменения религии в ходе социальных перемен.
«Современная религия, полагает он, это вновь религия мироутверждающая, преодолевающая неприятие мира историческими религиями, новый тип религии имеет личностный и индивидуалистский характер все это также способствует усилению ее
позиции» [13].
Приверженцами данной точки зрения, среди современных исследователей, можно назвать А.
Мухаметова, И.
Рязанцева.
А.
Мухаметов пишет: «Сколько бы ни говорили, что с развитием современной цивилизации религия становится все менее значимым фактором
[стр. 141]

2.3.
СУДЬБА ПРАВОСЛАВИЯ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩЕГО РОССИИ На основании исследования, проведенного в предыдущих параграфах, можно сделать заключение, что православие является важным фактором, влияющим на развитие современного российского социума.
С другой стороны, само православие подвержено эволюционным изменениям под воздействием социально-политических и социально-экономических реалий современной России.
Россиянин живет сегодня в социокультурной системе, исторически впитавшей в себя православные религиозные идеи, и, так или иначе, находится под их влиянием.
Важно определить, будет ли в будущем усиливаться православный фактор развития России, как изменится роль и место религии в социокультурной системе современного российского общества, какие сегодня существуют основные клерикальные и светские концепции участия православия в формировании образов будущего России.
Православие, как и любая религия, может развиваться по двум основным направлениям: усиления или ослабления его роли в обществе.
Возможен и 'третий вариант: сохранение за православием существующих позиций.
В научной литературе существуют аргументы в поддержку всех этих точек зрения.

Рассматривать развитие православия в будущей России необходимо в соответствии с существующими в науке теориями о роли религии в будущем.
Так, концепцию усиления роли религии в будущем предложил американский социолог Р.
Белла.
Теория Р.
Беллы основывается на эволюционном измерении религиозных систем.
Исследователь определяет эволюцию на любом системном уровне как процесс возрастающей дифференциации и все большей сложности, который позволяет организму, социальной системе или какому-либо другому организованному целому совершенствовать способность приспособления к среде, в результате чего это целое (система) обретает большую автономию в отношении к своей среде, нежели менее сложное предшествующее образование.
Р.
Белла полагает, что с
возрастанием сложности социальной организации религия претерпевает эволюцию, в ходе которой она обнаруживает способность

[стр.,142]

142 не только укреплять существующие социальные структуры, но, изменяя сложившиеся нормы и ценности, может способствовать дальнейшему развитию общества.
Это относится и к секулярному обществу.
Более поздние стадии эволюции религии свидетельствуют о возрастающей ее автономии
по отношению к социальной среде и возрастающем влиянии на социальное развитие1 2.
Причем, Р.
Белла рассматривает секуляризацию как причину видоизменения религии в ходе социальных перемен.
«Современная религия, полагает он, это вновь религия мироутверждающая, преодолевающая неприятие мира историческими религиями, новый тип религии имеет личностный и индивидуалистский характер все это также способствует усилению ее
позиций» .
Среди современных исследователей, поддерживающих данную точку зрения, можно назвать Л.
Мухаметова и И.
Рязанцева.
Так, А.
Мухаметов пишет: «Сколько бы ни говорили, что с развитием современной цивилизации религия становится все менее значимым фактором
общественной, политической и культурной жизни, непредвзятый исследователь склонен замечать в мире совсем иные процессы.
Усиление влияния фундаментализма (во всех без исключения религиозных традициях), слияние религии с политикой, проникновение религиозных организаций в сферу крупного бизнеса и даже транснационального банковского капитала, влияние глобализационных процессов на модификацию религиозных доктрин, распространение универсальных и синкретических учений, захватывающих сотни миллионов людей, все это не позволяет говорить о периферийности роли религии в современном мире»3.
Автор также отмечает, что «религия возвращается и в виде социально-культурного феномена.
Общественная значимость этнокультурного, а не узко конфессионального понимания 1 Белла Р.Н.
Социология религии // Американская социология.
Перспективы, проблемы, методы.
М.: Мысль, 1972.
С.280.
2 См.: Гараджа В.И.
Социология религии.
М.: Наука, 1995.
С.
172-173.
Мухаметов А.
Религия вернулась в глобальную повестку дня И Ьир://\\'ту.151агп.ги/рге55с1иЬ/апаП11ка/геУ1д;о1//

[Back]