общественной, политической и культурной жизни, непредвзятый исследователь склонен замечать в мире совсем иные процессы. Усиление влияния фундаментализма (во всех без исключения религиозных традициях), слияние религии с политикой, проникновение религиозных организаций в сферу крупного бизнеса и даже транснационального банковского капитала, влияние глобализационных процессов на модификацию религиозных доктрин, распространение универсальных и синкретических учений, захватывающих сотни миллионов людей, все это не позволяет говорить о периферийное ги роли религии в современном мире» [181]. Автор также отмечает, что «религия возвращается и в виде социально-культурного феномена. Общественная значимость этнокультурного, а не узко конфессионального понимания религиозной принадлежности имеет место. Не грудно предположить, что в современном мире такое отношение к религии будет только усиливаться» [181]. И. Рязанцев считает, что в будущем православие укрепит свои позиции: «Сегодня в российском обществе имеет место процесс «ресекуляризации» (усиления роли религии в общественной жизни)». По его словам, сегодня в России «православные верующие становятся доминирующей социальной группой», при этом данная группа является «реальной, а не номинальной, и может отстаивать свои ценности» [182]. К таким выводам ученого подводят результаты совместного исследования социологического факультета МГУ и Российской социологической ассоциации. Противоположную концепцию развития православия в России предложил Гюнтер Рормозер, в соответствие с которой значимость религии (конкретно христианства) в жизни общества ослабеет. Согласно данной концепции, в постхристианской эпохе, в которой живет современное общество, перед верующими образовываются значительные трудности. «Трудности состоят в том, что сегодняшний мир не назовешь огульно христианским или нехристианским. С неуловимой амбивалентностью, как в сумерки, с легкостью хамелеона одно перетекает в другое. Объективность этой ситуации и затрудняет христианам правильный выбор. Ну кто, скажите намилость, готов 119 |
142 не только укреплять существующие социальные структуры, но, изменяя сложившиеся нормы и ценности, может способствовать дальнейшему развитию общества. Это относится и к секулярному обществу. Более поздние стадии эволюции религии свидетельствуют о возрастающей ее автономии по отношению к социальной среде и возрастающем влиянии на социальное развитие1 2. Причем, Р. Белла рассматривает секуляризацию как причину видоизменения религии в ходе социальных перемен. «Современная религия, полагает он, это вновь религия мироутверждающая, преодолевающая неприятие мира историческими религиями, новый тип религии имеет личностный и индивидуалистский характер все это также способствует усилению ее позиций» . Среди современных исследователей, поддерживающих данную точку зрения, можно назвать Л. Мухаметова и И. Рязанцева. Так, А. Мухаметов пишет: «Сколько бы ни говорили, что с развитием современной цивилизации религия становится все менее значимым фактором общественной, политической и культурной жизни, непредвзятый исследователь склонен замечать в мире совсем иные процессы. Усиление влияния фундаментализма (во всех без исключения религиозных традициях), слияние религии с политикой, проникновение религиозных организаций в сферу крупного бизнеса и даже транснационального банковского капитала, влияние глобализационных процессов на модификацию религиозных доктрин, распространение универсальных и синкретических учений, захватывающих сотни миллионов людей, все это не позволяет говорить о периферийности роли религии в современном мире»3. Автор также отмечает, что «религия возвращается и в виде социально-культурного феномена. Общественная значимость этнокультурного, а не узко конфессионального понимания 1 Белла Р.Н. Социология религии // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Мысль, 1972. С.280. 2 См.: Гараджа В.И. Социология религии. М.: Наука, 1995. С. 172-173. Мухаметов А. Религия вернулась в глобальную повестку дня И Ьир://\\'ту.151агп.ги/рге55с1иЬ/апаП11ка/геУ1д;о1// религиозной принадлежности имеет место. Не трудно предположить, что в современном мире такое отношение к религии будет только усиливаться»1. Усиление православия в России прогнозирует российский социолог И. Рязанцев: «Сегодня в российском обществе имеет место процесс «ресекуляризации» (усиления роли религии в общественной жизни)». По его словам, сегодня в России «православные верующие становятся доминирующей социальной группой», при этом данная группа является «реальной, а не номинальной, и может отстаивать свои ценности»2. К таким выводам ученого подводят результаты совместного исследования социологического факультета МГУ и Российской социологической ассоциации. Противоположную Р. Белле теорию предложил Г. Рормозср, согласно которой роль религии (конкретно христианства) в будущем будет ослабевать. Он считает, что мы живем в постхристианскую эпоху, в которой перед христианами возникают значительные трудности. «Трудности состоят в том, что сегодняшний мир не назовешь огульно христианским или нехристианским. С неуловимой амбивалентностью, как в сумерки, с легкостью хамелеона одно перетекает* в другое. Объективность этой ситуации и затрудняет христианам правильный выбор. Ну кто, скажите намилость, готов указать вот он антихристианин. Можно, пожалуй, говорить о ширящемся диффузном антихристианстве, но у кого достанет смелости назвать его по имени, схватить за руку? Очевидно, что это нелегкая задача»3. Г. Рормозер ставит главный вопрос: «Как ведет себя христианская вера в ситуации, когда налицо необозримое множество явлений, указывающих на то, что сама христианская культура во исполнение предвидения Ницше охвачена симптомами упадка?»4. 143 1 Мухаметов Л. Религия вернулась в глобальную повестку дня // Ьир:/Лу\у\УЛ51ат.ш/рге55с1иЬ/апа11ЙкаУгеУ1бо1// Рязанцев И. В российском обществе усиливается роль религии // Ь«р://\ууу^у.5р5.ги/?1Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» глазами христианского публициста // Вопросы философии. 1991. № 5. С.85. 4 Там же, С.86. |