указать вот он антихристианин. Можно, пожалуй, говорить о ширящемся диффузном антихристианстве, но у кого достанет смелости назвать его по имени, схватить за руку? Очевидно, что эго нелегкая задача» [183]. Г. Рормозер ставит главный вопрос: «Как ведет себя христианская вера в ситуации, когда налицо необозримое множество явлений, указывающих на то, что сама христианская культура во исполнение предвидения Ницше охвачена симптомами упадка? [183]». У данной концепции также имеется ряд последователей М.М. Чулаки, К. Каариайнена, Д.Е. Фурмана. Но мнению М.М. Чулаки «религия дряхлеет и перерождается. Эпидемия нововерия, поразившая ныне Россию, не должна обманывать: в просвещенных странах, определяющих прогресс человечества, религия слабеет, влияние ее падает» [184]. К. Каариайнен и Д. Фурман в своем исследовании пишут: «трудно представить себе в будущем не только рост настоящей «традиционной» религиозности, но даже и сохранение ее на современном небольшом уровне. Направления поверхностною и глубинного течений в массовом сознании России не совпадают. «На поверхности» происходит «религиозное возрождение». «В глубине» не только нет никакого религиозного возрождения, но напротив того постепенно исчезает небольшая и маргинальная группа лиц, которых с какими-то минимальными основаниями можно отнести к «настоящим» православным верующим» [185]. В современной литературе, посвященной проблемам роли религии в будущем имеются, «средние» концепции, согласно которым влияние религии в обществе не усилится, и не ослабеет. Исследователь Л. Мшрохин пишет, что «даже в отдаленном будущем религия едва ли окажется вытесненной из сферы сознания и поведения»[186]. А Н.В. Цыганенко считает, что «исторически влияние религии на общество ослабевает», но в тоже время «прогнозы относительно упадка религии не нашли подтверждения, поскольку она продолжает существовать и является, частью того культурного багажа, с которым человечество вошло в третье тысячелетие» [187]. 120 |
религиозной принадлежности имеет место. Не трудно предположить, что в современном мире такое отношение к религии будет только усиливаться»1. Усиление православия в России прогнозирует российский социолог И. Рязанцев: «Сегодня в российском обществе имеет место процесс «ресекуляризации» (усиления роли религии в общественной жизни)». По его словам, сегодня в России «православные верующие становятся доминирующей социальной группой», при этом данная группа является «реальной, а не номинальной, и может отстаивать свои ценности»2. К таким выводам ученого подводят результаты совместного исследования социологического факультета МГУ и Российской социологической ассоциации. Противоположную Р. Белле теорию предложил Г. Рормозср, согласно которой роль религии (конкретно христианства) в будущем будет ослабевать. Он считает, что мы живем в постхристианскую эпоху, в которой перед христианами возникают значительные трудности. «Трудности состоят в том, что сегодняшний мир не назовешь огульно христианским или нехристианским. С неуловимой амбивалентностью, как в сумерки, с легкостью хамелеона одно перетекает* в другое. Объективность этой ситуации и затрудняет христианам правильный выбор. Ну кто, скажите намилость, готов указать вот он антихристианин. Можно, пожалуй, говорить о ширящемся диффузном антихристианстве, но у кого достанет смелости назвать его по имени, схватить за руку? Очевидно, что это нелегкая задача»3. Г. Рормозер ставит главный вопрос: «Как ведет себя христианская вера в ситуации, когда налицо необозримое множество явлений, указывающих на то, что сама христианская культура во исполнение предвидения Ницше охвачена симптомами упадка?»4. 143 1 Мухаметов Л. Религия вернулась в глобальную повестку дня // Ьир:/Лу\у\УЛ51ат.ш/рге55с1иЬ/апа11ЙкаУгеУ1бо1// Рязанцев И. В российском обществе усиливается роль религии // Ь«р://\ууу^у.5р5.ги/?1Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» глазами христианского публициста // Вопросы философии. 1991. № 5. С.85. 4 Там же, С.86. 144 Среди современных исследователей, стоящих на этой позиции, можно назвать М.М. Чулаки, К. Каариайнена, Д.Е. Фурмана. Так, М.М. Чулаки утверждает, что «религия дряхлеет и перерождается. Эпидемия нововерия, поразившая ныне Россию, не должна обманывать: в просвещенных странах, определяющих прогресс человечества, религия слабеет, влияние ее падает»1. К. Каариайнен и Д. Фурман в своем исследовании пишут: «трудно представить себе в будущем не только рост настоящей «традиционной» религиозности, но даже и сохранение ее на современном небольшом уровне. Направления поверхностного и глубинного течений в массовом сознании России не совпадают. «На поверхности» происходит «религиозное возрождение». «В глубине» не только нет никакого религиозного возрождения, но напротив того постепенно исчезает небольшая и маргинальная группа лиц, которых с какими-то минимальными основаниями можно отнести к «настоящим» православным верующим»2. В современной научной литературе по проблеме роли религии в будущем имеются также «средние» позиции, согласно которым роль религии в обществе не усилится, но и не ослабеет. Исследователь Л. Митрохин пришел к выводу, что «даже в отдаленном будущем религия едва ли окажется вытесненной из сферы сознания и поведения»3 4. Н.В. Цыганенко считает, что «исторически влияние религии на общество ослабевает», но в тоже время «прогнозы относительно упадка религии не нашли подтверждения, поскольку она продолжает существовать и является, частью того культурного багажа, с которым человечество вошло в третье тысячелетие»1. Основываясь на двух крайних противоположных позициях, мы можем выделить два потенциальных варианта будущего православной религии в России. Чулаки М.М. Разные боги под общим брендом // ЬНр://ту\у.зкер11к.пс1/гсНе10п/5С1спсе/сНи1ак11 .Ь1ш/ 2 Каариайнен К., Фурман Д. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.; М: Летний сад, 2000. С.45. 3 Митрохин Л. Если есть Бог, то все позволено // НГ-Рслигин, 20.11.2002. 4 Цыганенко Н.В. Особенности функционирования социального института религии. (Региональный аспект). Дне.... канд. социол. наук: 22.00.04 Барнаул, 2004. 198 с. С. 12. |