121 Основываясь на двух крайних противоположных позициях, мы можем выделить два потенциальных варианта будущего православной религии в России. В рамках данных направлений может быть множество конкретных путей развития. Итак, концепция Р. Беллы: религия эволюционирует, укрепляет социальные структуры, изменяя сложившиеся нормы и ценности, способствует дальнейшему развитию общества; возрастает роль самой религии. Рассмотрим кратко возможные сценарии эволюции православия в рамках этой концепции. 1. Роль православия в российском обществе возрастает, и православие становится государственной религией или одной из государственных религий. 2. Православие и основанные на нем национальная и социальная идея становятся основополагающими компонентами российского цивилизационного проекта, православие определяет цивилизационную идентичность России. Под флагом православия возрождается национально-патриотическая идеология. Православие становится квазигосударственной религией. Концепция Г. Рормозера: в условиях секуляризации ставится иод вопрос дальнейшее существование организованной религии в виде церкви; в частности речь может идти об ослаблении православия за счет секуляризации и усиления нехристианских конфессий. В рамках данного видения мы можем прогнозировать постепенное угасание православия в России и выделить некоторые вероя тные сценарии развития этого процесса. 1. В XXI в. в развитии российской цивилизации растущее место принадлежит именно науке, а не религии, хотя религия сохраняет свои определенные позиции в развитии цивилизации. «Письмо академиков» «первый залн» будущей войны против православия. Научная картина мира вытесняет религиозную. 2. Нетрадиционные религиозные движения и/или другие христианские конфессии (как более конгруэнтные современной экономике) значительно теснят православие. Православная религия отступает перед ростом |
145 В рамках данных направлений может быть множество конкретных путей развития. Итак, концепция Р. Беллы: религия эволюционирует, укрепляет социальные структуры, изменяя сложившиеся нормы и ценности, способствует дальнейшему развитию общества; возрастает роль самой религии. Опишем кратко возможные сценарии эволюции православия в рамках этой концепции. 1. Роль православия в российском обществе возрастает, и православие становится государственной религией или одной из государственных религий. 2. Православие и основанные на нем национальная и социальная идея становятся основополагающими компонентами российского цивилизационного проекта, православие определяет цивилизационную идентичность России. Под флагом православия возрождается национально-патриотическая идеология. Православие становится квази государствен ной религией. Концепция Г. Рормозера: в условиях секуляризации ставится под вопрос дальнейшее существование организованной религии в виде церкви; в частности речь может идти об ослаблении православия за счет секуляризации и усиления нехристианских конфессий. В рамках данного видения мы можем прогнозировать постепенное угасание православия в России и выделить некоторые вероятные сценарии развития этого процесса. 1. В XXI в. в развитии российской цивилизации растущее место принадлежит именно науке, а не религии, хотя религия сохраняет свои определенные позиции в развитии цивилизации. «Письмо академиков» «первый залп» будущей войны против православия. Научная картина мира вытесняет религиозную. 2. Нетрадиционные религиозные движения и/или другие христианские конфессии (как более конгруэнтные современной экономике) значительно теснят православие. Православная религия отступает перед ростом мировоззренческой неопределенности и идейной эклектики новых религиозных и псевдорелигиозных движений. 163 Итак, по вопросу о судьбе православия в будущей России и определения роли православия в формировании будущего России в научной литературе прослеживаются три основных подхода: 1) усиление влияния православия на социум (православие становится государственной религией или одной из государственных религий, основанные на нем национальная и социальная идея становятся основополагающими компонентами российского цивилизационного проекта, православие определяет цивилизационную идентичность России, под флагом православия возрождается национально-патриотическая идеология и т.д.); 2) снижение влияния православия на общество (происходит ослабление православия за счет секуляризации, усиления нехристианских конфессий, в том числе из-за роста нетрадиционных религиозных движений); 3) сохранение за православием существующих в обществе позиций. На наш взгляд, кардинальных перемен не произойдет, православие сохранит свои определенные позиции в жизни россиян. Но стремительно развивающаяся наука определит преобладание в обществе научного мировоззрения. По нашему мнению, в будущем возрастет значение идентификационной функции православия. В контексте выработки российского цивилизационного проекта у православия, как и у науки, имеются равные шансы стать его идейным основанием. По итогам анализа, проделанного во второй главе, можно сделать следующие выводы: 4. Православные ценности являются одним из важных элементов аксиологической базы экономического развития современной России. РПЦ посредством своей обновленной хозяйственной этики формирует экономические идеалы российского общества: это эффективная и справедливая экономика, свободная и ответственная личность предпринимателя, защита слабых и обездоленных, уважение к власти, честный труд. Усвоение этих идеалов россиянами, в первую очередь, экономической элитой, содействует становлению социального партнерства и в итоге конкурентоспособного государства. 169 имеются три основных подхода по вопросу о возможных вариантах развития православия в будущей России: усиление влияния православия на социум (православие становится государственной религией или одной из государственных религий, основанные на нем национальная и социальная идея становятся основополагающими компонентами российского цивилизационного проекта, под флагом православия возрождается национально-патриотическая идеология и т.д.); снижение влияния православия на общество (происходит ослабление православия за счет секуляризации, усиления нехристианских конфессий, в том числе из-за роста нетрадиционных религиозных движений); сохранение за православием существующих в обществе позиций. Учитывая специфику современных условий, можно прогнозировать, что кардинальных перемен не произойдет, православие сохранит свои позиции в российском обществе, но будет конкурировать с другими конфессиями и нетрадиционными религиозными движениями за мировоззрение россиян. В будущем возрастет значение идентификационной функции православия, так как православие будет выполнять функцию идентификационного маркера на двух основных уровнях на уровне индивида и на уровне цивилизации. Вместе с тем задачи инновационного развития России потребуют нового ренессанса научного мировоззрения. Несмотря на усиление значения православия в качестве идентификационного маркера стремительно развивающаяся наука определит преобладание в обществе научного мировоззрения. В контексте выработки российского цивилизационного проекта у науки и православия имеются равновеликие шансы стать его идейным основанием. Однако, ситуация постмодерна, обеспечивавшая «комфортное» сосуществование двух альтернативных мировоззрений, не может продолжаться вечно и уже уходит в прошлое. В будущем ожидается рост социокультурных напряжений по линии «религиозное светское (в том числе научное)». В этой связи встанет вопрос об эффективном культурном синтезе православия и науки как разноуровневых социокультурных систем. Это касается различных направлений социокультурного развития: участие науки и религии в формировании мировоз |