122 мировоззренческой неопределенности и идейной эклектики новых религиозных и исевдорелигиозных движений. 3. Из-за роста численности этнических групп, для которых православие не является культурообразующей религией и не выполняет функцию идентификации, происходит снижение роли православия в жизни российского общества. Невозможно с точностью определить, но какому из вариантов будет в дальнейшем развиваться православие в России. На наш взгляд, кардинальных перемен не произойдет, православие сохранит свои устойчивые позиции в российском обществе. Более того, мы полагаем, что значение идентификационной функции православия возрастет. Православие будет выполнять функцию идентификационного маркера на двух основных уровнях на уровне индивида и на уровне цивилизации. Самоидентификация индивида может происходить но этническому критерию, а может по конфессиональному. В современном мире вследствие масштабных миграционных процессов представителям одной конфессии легче найти друг друга, чем представителям одного этноса, например, в процессе пребывания в иноэтничной среде. Эксперты считают, что в течение ближайших пятнадцати лет религиозная идентичность скорее всего будет становиться все более значимым фактором самоопределения человека [188]. Следовательно, в будущем может усилиться роль идентификации индивида по православному признаку. На мировом уровне, возможно, православие будет способствовать формированию цивилизационной идентичности России, т.к. единство идей православия, менталитета и социального жизнеустройства необходимо для сохранения облика нации, подчеркивающего свою уникальность, и в конечном счете, для самоидентификации российской цивилизации в мировом масштабе. При укреплении позиций православия в качестве идентификационного маркера, как на уровне индивида, так и на мировом, развивающаяся наука, обострит вопрос о взаимодействии науки и религии, их роли в жизни общества. |
146 3. Из-за роста численности этнических групп, для которых православие не является культурообразующей религией и не выполняет функцию идентификации, происходит снижение роли православия в жизни российского общества. Невозможно с точностью определить, по какому из вариантов будет в дальнейшем развиваться православие в России. На наш взгляд, кардинальных перемен не произойдет, православие сохранит свои устойчивые позиции в российском обществе. Более того, мы полагаем, что значение идентификационной функции православия возрастет. Православие будет выполнять функцию идентификационного маркера на двух основных уровнях на уровне индивида и на уровне цивилизации. Самоидентификация индивида может происходить по этническому критерию, а может по конфессиональному. В современном мире вследствие масштабных миграционных процессов представителям одной конфессии лег че найти друг друга, чем представителям одного этноса, например, в процессе пребывания в иноэтничной среде. Эксперты считают, что в течение ближайших пятнадцати лет религиозная идентичность скорее всего будет становиться все более значимым фактором самоопределения человека1. Следовательно, в будущем может усилиться роль идентификации индивида по православному признаку. На цивилизационном уровне, возможно, именно православие будет выполнять функцию формирования цивилизационной идентичности России. Синтез идей православия, национальной самобытности и социального жизнестроительства необходим для сохранения цивилизацией «своего лица», подчеркивания своей уникальности, в конечном счете, для самоидентификации российской цивилизации в условиях глобализирующегося мира. При усилении значения православия в качестве идентификационного маркера стремительно развивающаяся наука, на наш взгляд, определит преобладание в обществе научного мировоззрения. Обострится вопрос о взаимодействии науки и религии и их эффективном синтезировании в жизни общества. Это каРоссия и мир в 2020 году. М.: Европа, 2005. 222 с. С. 108. 169 имеются три основных подхода по вопросу о возможных вариантах развития православия в будущей России: усиление влияния православия на социум (православие становится государственной религией или одной из государственных религий, основанные на нем национальная и социальная идея становятся основополагающими компонентами российского цивилизационного проекта, под флагом православия возрождается национально-патриотическая идеология и т.д.); снижение влияния православия на общество (происходит ослабление православия за счет секуляризации, усиления нехристианских конфессий, в том числе из-за роста нетрадиционных религиозных движений); сохранение за православием существующих в обществе позиций. Учитывая специфику современных условий, можно прогнозировать, что кардинальных перемен не произойдет, православие сохранит свои позиции в российском обществе, но будет конкурировать с другими конфессиями и нетрадиционными религиозными движениями за мировоззрение россиян. В будущем возрастет значение идентификационной функции православия, так как православие будет выполнять функцию идентификационного маркера на двух основных уровнях на уровне индивида и на уровне цивилизации. Вместе с тем задачи инновационного развития России потребуют нового ренессанса научного мировоззрения. Несмотря на усиление значения православия в качестве идентификационного маркера стремительно развивающаяся наука определит преобладание в обществе научного мировоззрения. В контексте выработки российского цивилизационного проекта у науки и православия имеются равновеликие шансы стать его идейным основанием. Однако, ситуация постмодерна, обеспечивавшая «комфортное» сосуществование двух альтернативных мировоззрений, не может продолжаться вечно и уже уходит в прошлое. В будущем ожидается рост социокультурных напряжений по линии «религиозное светское (в том числе научное)». В этой связи встанет вопрос об эффективном культурном синтезе православия и науки как разноуровневых социокультурных систем. Это касается различных направлений социокультурного развития: участие науки и религии в формировании мировоз |