Проверяемый текст
Свистухина Анастасия Сергеевна. Православие как фактор современных российских трансформаций (Диссертация 2009)
[стр. 123]

123 Эго касается различных направлений социокультурного развития: участие науки и религии в формировании мировоззренческих позиций и ментальных особенностей людей, в определении приоритетов россиян, а также соотношении науки и религии в познавательном процессе, пределах их использования и компетенциях.
Следовательно, православие сохранит своё значение в жизни российского общества, возрастет значение его идентификационной функции на уровне общества и индивида, но стремительно развивающаяся наука определит преобладающее значение за научным мировоззрением.
Далее исследуем вопрос о том, как современные
представители православной церкви видят идеальное социальное устройство, каким бы они хотели видеть российское общество в будущем, и какую роль в будущем российского социума будет играть православие.
Необходимо отметить, что видение какого-либо социального устройства предполагает наличие определенного исходного мировоззрения.
В современном диалоге церкви и общества активизировалась мировоззренческая дискуссия, поводом для чего стало так называемое Письмо десяти академиков Президенту РФ, опубликованное 22 июля 2007 г.
В этом письме одним из главных опасений, высказанных авторами, является вероятность замены научной картины мира (именно материалистической) креационизмом
[189].
Один из наиболее заметных современных православных публицистов Всеволод Чаплин по этому поводу утверждает: «Твердых фактов в естественных науках для полноценного мировоззрения не хватает и не может хватить.
Науки же гуманитарные это область споров, гипотез, конфликтующих теорий, но не единой «научной истины» и уже тем более не единого мировоззрения».
Более того, он утверждает, что никакое мировоззрение, включая материализм, не может быть названо
«единственно научным» и «единственно верным» [190].
Светское мировоззрение должно быть делом выбора и не претендовать на монополию в обществе, считает протоиерей
[191].
[стр. 147]

147 сается различных направлений социокультурного развития: участие науки и религии в формировании мировоззренческих позиций и ментальных особенностей людей, в определении приоритетов россиян, а также соотношении науки и религии в познавательном процессе, пределах их использования и компетенциях.
Таким образом, наш вывод заключается в следующем: православие сохранит свою роль в российском социуме, возрастет значение идентификационной функции православия на уровне цивилизации и индивида, однако развитие науки определит преобладание в обществе научного мировоззрения.
Далее исследуем вопрос о том, как современные
православные богословы видят идеальное социальное устройство, каким бы они хотели видеть российское общество в будущем, и какую роль в будущем российского социума будет играть православие.
Необходимо отметить, что видение какого-либо социального устройства предполагает наличие определенного исходного мировоззрения.
В современном диалоге церкви и общества активизировалась мировоззренческая дискуссия, поводом для чего стало так называемое Письмо десяти академиков Президенту РФ, опубликованное 22 июля 2007 г.
В этом письме одним из главных опасений, высказанных авторами, является вероятность замены научной картины мира (именно материалистической) креационизмом1.

Один из наиболее заметных современных православных публицистов Всеволод Чаплин по этому поводу утверждает: «Твердых фактов в естественных науках для полноценного мировоззрения не хватает и не может хватить.
Науки же гуманитарные это область споров, гипотез, конфликтующих теорий, но не единой «научной истины» и уже тем более не единого мировоззрения».
Более того, он утверждает, что никакое мировоззрение, включая материализм, не может быть названо
1 Политика РПЦ: консолидация или развал страны? (Текст письма десяти академиков Президенту РФ) // Ьир://\у\у\у.поуауа8а2е{а.ш/с1а1а/2007/кеп1ауг03/00.Ыт1

[стр.,148]

148 «единственно научным» и «единственно верным»1.
Светское мировоззрение должно быть делом выбора и не претендовать на монополию в обществе, считает протоиерей2.

Светская и религиозная позиция во взглядах на будущее России под влиянием православия не могут быть одинаковы, так как исходят из совершенно разных мировоззренческих установок.
Секулярная и клерикальная модели будущего России и места в нем православия это, по сути, желаемый образ каждой из представляющих ее сторон.
Представители РГЩ убеждены, что православная религия, ее ценности и этика будут и должны оказывать определяющее влияние на социум, на политику государства.
Однако по данной теме среди современных служителей церкви высказываются не многие.
Проблемами взаимоотношений с обществом и государством в первую очередь занимается отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.
В связи с этим важным являются мнения главы отдела митрополита Кирилла и его заместителя протоиерея Всеволода Чаплина.
Всеволод Чаплин отмечает неоднократные и не совсем удачные попытки создавать в России православные и шире христианские политические объединения и выражает уверенность в том, что христианская политика в России «будет развиваться и, может быть, пойдет не по пути особо подчеркнутой христианской силы, а по пути присутствия в разных политических силах людей, которые являются христианами»3.
Отчетливо представлена позиция священника по проблеме развития политических систем, их идеологий, что, безусловно, значимо для определения клерикального видения будущего России.
По его словам, «не может жить общест1 Протоиерей Всеволод Чаплин благодарит академиков за инициирование широкой дискуссии о роли Церкви в современной России, передает Интерфакс, 21 августа 2007 г.
// <Ьир:/Ду\у\у.ра1пагсЫа.ги/с1ЬДех1/275926.Ь1т1> 2 Светское мировоззрение должно быть делом выбора и нс претендовать на монополию в обществе, считает протоиерей Всеволод Чаплин, передает Интерфакс, 24 сентября 2007 г.
// <ЬИр.7/\\луу.'.ра1пагсЬ1а.гиУс1Ь/1ех1/298767.1Цт1> 3 У христианской политики в России есть будущее, считает замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, передает «Интерфакс», 5 июня 2007 г.
// <Ь«р://\у\у\у.ра1пагсЫа.ги/с1Ь/1ех1/253672.Ыт1>

[стр.,170]

зренческих позиций и ментальных особенностей людей, в определении приоритетов россиян, а также соотношении науки и религии в познавательном процессе, пределах их использования и компетенциях.
Диссертация не претендует на исчерпывающее исследование заявленной проблемы.
Проблема влияния православия на современные российские трансформации настолько широка и многоаспектна, что всегда остается простор для новых исследований.
Кроме того, динамика развития современного мира и России в частности все время модифицирует ситуацию, привносит новые обстоятельства в содержание рассмотренной нами проблемы, и в дальнейших исследованиях этот момент должен учитываться в первую очередь.
Дальнейшее изучение проблемы воздействия православия на российское общество в условиях современных трансформационных процессов должно проводиться, прежде всего, в рамках религиоведения, философии культуры, философской антропологии, поскольку именно религия, культура и человек выступают в качестве основных объектов большинства исследований, посвященных данной проблематике.
Специфика темы диссертации заключается в том, что она затрагивает все сферы жизни общества: духовную, экономическую, политическую и социальную.
В связи с этим, ряд вопросов, связанных с определением степени воздействия православия на жизнь современного российского социума, роли православия в экономическом развитии, построении гражданского общества в России, безусловно, требуют своего изучения методами и средствами социологии, истории, политологии и экономики.
170

[Back]