Проверяемый текст
Свистухина Анастасия Сергеевна. Православие как фактор современных российских трансформаций (Диссертация 2009)
[стр. 125]

условие для существования и процветания русской цивилизации.
Так, 6 марта 2007 г.
в Паломническом центре
Московскою Патриархата состоялось заседание IV секции XI Всемирного Русского Народного Собора «Православие стержень совместного бытия народов России и восточных славян.
Взаимодействие религий и этносов условие существования и процветания русской цивилизации»
[194].
Представители РПЦ наряду с категорией «русская цивилизация» используют понятие «православная цивилизация», подчеркивая, таким образом, роль православного фактора в формировании цивилизационной идентичности.
Протоиерей Всеволод Чаплин во вступительном слове отметил, что «Православие сформировало общественные установки целого ряда народов и стран, и очевидно, сегодня есть смысл говорить о том, как Православие может вновь в полной мере стать основой политической культуры, модели социума, который существует как в отдельных странах восточно-христианского мира,
гак и в виде той или иной структуры объединения их интересов в рамках современных мировых общественных процессов» [194].
В работе данной секции принял участие исполнительный директор Федерации еврейских общин России В.В.
Энгель, в докладе которого была освещена
тема уникальности евразийской цивилизации и перспектив ее развития.
«Сегодня евразийская цивилизация является носителем уникальной культуры, основу которой составляет русская культура и культуры славянских народов, но которая впитала в себя элементы культуры соседних цивилизаций.
Более того, за столетия совместного сосуществования представителями других цивилизаций были созданы свои культуры на русском языке, во многом отличные от культуры других носителей той же цивилизации, проживающих в других странах,
подчеркнул В.В.
Энгель.
Эти культуры становятся элементами общей евразийской культуры, обогащая ее, насыщая ее новыми талантами в самых разных областях».
Докладчик отметил, что в основе евразийской цивилизации лежит православная историческая, религиозная и культурная традиция: «Без нее наша цивилизация не существовала бы.
Она является ее краеугольным камнем и
125
[стр. 149]

149 во, которое основано только на приоритетах земной жизни человека».
«Общество, которое провозглашает Богом человека, обречено.
Капитализм и связанная с ним политическая система обречены, как были обречены марксизм, нацизм и связанные с ними политические системы».
В связи с этим он подчеркнул, что «дискуссия о месте религии в жизни общества, о том, что должно быть основой общества, не закончена, она только начинается»1.
В рамках вопроса о месте православия в жизни общества РПЦ инициирует общественную дискуссию о роли православия в этнических процессах, рассматривая межэтническое сотрудничество как необходимое условие для существования и процветания русской цивилизации.
Так, 6 марта 2007 г.
в Паломническом центре
Московского Патриархата состоялось заседание IV секции XI Всемирного Русского Народного Собора «Православие стержень совместного бытия народов России и восточных славян.
Взаимодействие религий и этносов условие существования и процветания русской цивилизации»2.

Представители РПЦ наряду с категорией «русская цивилизация» используют понятие «православная цивилизация», подчеркивая, таким образом, роль православного фактора в формировании цивилизационной идентичности.
Протоиерей Всеволод Чаплин во вступительном слове отметил, что «Православие сформировало общественные установки целого ряда народов и стран, и очевидно, сегодня есть смысл говорить о том, как Православие может вновь в полной мере стать основой политической культуры, модели социума, который существует как в отдельных странах восточно-христианского мира,
так и в виде той или иной структуры объединения их интересов в рамках современных мировых общественных процессов»3.
В работе этой секции принял участие исполнительный директор Федерации еврейских общин России В.В.
Энгель, в докладе которого была освещена
1 Протоиерей Всеволод Чаплин полагает, что у капитализма нет будущего, сообщает Интерфакс, 9 августа 2007 г.
// <Ы1р://'Лг\у\у.ра1пагсЫа.гиУс1Ь/1ех1У279316.Ь1ш1> 2 В рамках ВРНС прошло заседание секции «Православие стержень совместного бьггия народов России и восточных славян», передаст Интерфакс, 7 марта 2007 г.
// <Ь«р://уАУ^'.ра1пагсЫа.ги/(1ЬЛсх1/209416.Ыт1> 3 Там же.


[стр.,150]

тема уникальности евразийской цивилизации и перспектив ее развития.
«Сегодня евразийская цивилизация является носителем уникальной культуры, основу которой составляет русская культура и культуры славянских народов, но которая впитала в себя элементы культуры соседних цивилизаций.
Более того, за столетия совместного сосуществования представителями других цивилизаций были созданы свои культуры на русском языке, во многом отличные от культуры других носителей той же цивилизации, проживающих в других странах,
~ подчеркнул В.В.
Энгель.
Эти культуры становятся элементами общей евразийской культуры, обогащая ее, насыщая ее новыми талантами в самых разных областях».
Докладчик отметил, что в основе евразийской цивилизации лежит православная историческая, религиозная и культурная традиция: «Без нее наша цивилизация не существовала бы.
Она является ее краеугольным камнем и
условием для дальнейшего развития.
Вокруг этой основы, этого стержня располагаются традиции других цивилизаций исламской, еврейской, китайской и западной».
По его мнению, «наша цивилизация имеет все шансы на то, чтобы стать моделью будущего мирового устройства»1 2.
Таким образом, согласно этой точке зрения, жизнеспособная русская православная цивилизация в будущем способна сама предложить мировые духовные, социально-политические и экономические стандарты жизни, а не заимствовать зачастую навязываемые ей западные ценности.
Продолжением этой мысли явился доклад протоиерея Всеволода Чаплина, посвященный характерным чертам православной цивилизации.
«Паша цивилизация может основывать свою жизнь на собственных убеждениях, собственной модели государственной власти, и на равных вести диалог с окружающим миг у ром», сказал он в завершение своего выступления**.
Действительно, верховные иерархи РПЦ уже неоднократно ставили вопрос о несовместимости ценностей 1 В рамках ВРНС прошло заседание секции «Православие стержень совместного бытия народов России и восточных славян», передаст Интерфакс, 7 марта 2007 г.
// <Ы1р.7/улу\у.ра1пагсЫа.ги/с1Ь/1ех1/209416.Ь(ш1> 2 Там же.
150

[Back]