Проверяемый текст
Свистухина Анастасия Сергеевна. Православие как фактор современных российских трансформаций (Диссертация 2009)
[стр. 126]

условием для дальнейшего развития.
Вокруг этой основы, этого стержня располагаются традиции других цивилизаций исламской, еврейской, китайской и западной».
По его мнению, «наша цивилизация имеет все шансы на то, чтобы стать моделью будущего мирового устройства»
[194].
Таким образом, согласно этой точке зрения, жизнеспособная русская православная цивилизация в будущем способна сама предложить мировые духовные, социально-политические и экономические стандарты жизни, а не заимствовать зачастую навязываемые ей западные ценности.
Продолжением этой мысли явился доклад протоиерея Всеволода Чаплина, посвященный характерным чертам православной цивилизации.

«Наша цивилизация может основывать свою жизнь на собственных убеждениях, собственной модели государственной власти, и на равных вести диалог с окружающим миром», сказал он в завершение своего выступления [194].
Действительно, верховные иерархи РПЦ уже неоднократно ставили вопрос о несовместимости ценностей
русской цивилизации с либеральными западными ценностями.
Например, разработанная церковью «Декларация о правах и достоинстве человека» это,
но сути, концепция нрав и достоинств человека, основанная на российской духовной традиции.
Патриарх Алексий II, говоря о ней, подчеркнул, что это «самобытный подход к пониманию человеческой личности, который на протяжении веков складывался в лоне восточнохристианской традиции», отличный от западно-либерального понимания прав и достоинства личности, представляемого как единственно истинное и не имеющее достойных альтернатив.
Предстоятель РПЦ выразил надежду, что «понимание этого подхода будет способствовать развитию межцивилизационног о диалога».
Активная позиция РПЦ в рамках межцивилизационного диалога
гго проблеме понимания гграв человека была представлена в речи нагриарха Алексия II, произнесенной в парламентской ассамблее Совета Европы в октябре 2007 г.
Это событие имеет историческое значение: впервые светская международная организация такого уровня слушала послание главы РПЦ.

126
[стр. 150]

тема уникальности евразийской цивилизации и перспектив ее развития.
«Сегодня евразийская цивилизация является носителем уникальной культуры, основу которой составляет русская культура и культуры славянских народов, но которая впитала в себя элементы культуры соседних цивилизаций.
Более того, за столетия совместного сосуществования представителями других цивилизаций были созданы свои культуры на русском языке, во многом отличные от культуры других носителей той же цивилизации, проживающих в других странах, ~ подчеркнул В.В.
Энгель.
Эти культуры становятся элементами общей евразийской культуры, обогащая ее, насыщая ее новыми талантами в самых разных областях».
Докладчик отметил, что в основе евразийской цивилизации лежит православная историческая, религиозная и культурная традиция: «Без нее наша цивилизация не существовала бы.
Она является ее краеугольным камнем и условием для дальнейшего развития.
Вокруг этой основы, этого стержня располагаются традиции других цивилизаций исламской, еврейской, китайской и западной».
По его мнению, «наша цивилизация имеет все шансы на то, чтобы стать моделью будущего мирового устройства»1
2.
Таким образом, согласно этой точке зрения, жизнеспособная русская православная цивилизация в будущем способна сама предложить мировые духовные, социально-политические и экономические стандарты жизни, а не заимствовать зачастую навязываемые ей западные ценности.
Продолжением этой мысли явился доклад протоиерея Всеволода Чаплина, посвященный характерным чертам православной цивилизации.

«Паша цивилизация может основывать свою жизнь на собственных убеждениях, собственной модели государственной власти, и на равных вести диалог с окружающим миг у ром», сказал он в завершение своего выступления**.
Действительно, верховные иерархи РПЦ уже неоднократно ставили вопрос о несовместимости ценностей
1 В рамках ВРНС прошло заседание секции «Православие стержень совместного бытия народов России и восточных славян», передаст Интерфакс, 7 марта 2007 г.
// <Ы1р.7/улу\у.ра1пагсЫа.ги/с1Ь/1ех1/209416.Ь(ш1> 2 Там же.
150

[стр.,151]

русской цивилизации с либеральными западными ценностями.
Например, разработанная церковью «Декларация о правах и достоинстве человека» это,
по сути, концепция прав и достоинств человека, основанная на российской духовной традиции.
Патриарх Алексий II, говоря о ней, подчеркнул, что это «самобытный подход к пониманию человеческой личности, который на протяжении веков складывался в лоне восточно-христианской традиции», отличный от западно-либерального понимания прав и достоинства личности, представляемого как единственно истинное и не имеющее достойных альтернатив.
Предстоятель РПЦ выразил надежду, что «понимание этого подхода будет способствовать развитию межцивилизационного диалога».
Активная позиция РПЦ в рамках межцивилизационного диалога
по проблеме понимания прав человека была представлена в речи патриарха Алексия II, произнесенной в парламентской ассамблее Совета Европы в октябре 2007 г.
Это событие имеет историческое значение: впервые светская международная организация такого уровня слушала послание главы РПЦ.

Совет Европы это организация, в которой формируются мировоззренческие и правовые стандарты объединенной Европы.
И долгое время дискуссия осуществлялась исключительно в светской системе координат.
Религиозный фактор не принимался во внимание.
Сейчас Совет Европы открывается к тому, чтобы слышать позицию Церквей, и этот факт, в том числе, явился результатом работы РПЦ в Страсбурге.
Митрополит Кирилл отмечает по этому поводу: «Тема прав и свобод, связанная с нравственной ответственностью, с нашей точки зрения, является сегодня самой важной темой.
Потому что без развязки проблем, которые существуют в этой области, бесконфликтно человеческая цивилизация развиваться просто не сможет.
В конфликт входит светское и религиозное понимание прав.
Чтобы этот конфликт не приводил к потрясениям и человеческая цивилизация устойчиво развивалась, его нужно преодолеть»1.
Он отмечает, что настало вре151 1 Московские новости.
№ 42.
26.10-01.11.2007.

[Back]