127 Совет Европы это организация, в которой формируются мировоззренческие и правовые стандарты объединенной Европы. И долгое время дискуссия осуществлялась исключительно в светской системе координат. Религиозный фактор не принимался во внимание. Сейчас Совет Европы склоняется к тому, чтобы слышать позицию Церквей, и этот факт, в том числе, явился результатом рабо ты РПЦ в Страсбурге. Митрополит Кирилл отмечает но этому поводу: «Тема нрав и свобод, связанная с нравственной ответственностью, с нашей точки зрения, является сегодня самой важной темой. Потому что без развязки проблем, которые существуют в этой области, бесконфликтно человеческая цивилизация развиваться просто не сможет. В конфликт входит светское и религиозное понимание нрав. Чтобы этот конфликт не приводил к потрясениям и человеческая цивилизация устойчиво развивалась, его нужно преодолеть» [195]. Он отмечает, что настало время усиления диалога светского мира с религиозным, и речь патриарха РПЦ свидетельствует о начале этого диалога. Противоречия между христианским и светским пониманием прав и свобод должны быть, и могут быть, сняты с философской точки зрения, несмотря на то, что речь идет о конфронтационных воззрениях. Те подходы к нравам человека и нравственным ценностям, которые провозглашает сегодня РПЦ, могут встретить понимание у представителей других конфессий и светских общественных деятелей. Прежде всею, потому что «право и мораль это сообщающиеся сосуды» [196]. Православие призывает к учету нравственных ценностей при реализации прав человека как основной гарантии использования богоданной человеческой свободы во благо личности и общества. Митрополит Кирилл в этой связи у тверждает, что «права человека в историческом прочтении никогда не мыслились как орудие борьбы с традиционной нравственностью. Напротив, все международно-правовые документы допускают ограничения прав человека но соображениям морали. Несмотря на то, что моральные представления общества в наше время очень не однообразны, эго не значит, что они относительны и ситуативны. Если мы |
русской цивилизации с либеральными западными ценностями. Например, разработанная церковью «Декларация о правах и достоинстве человека» это, по сути, концепция прав и достоинств человека, основанная на российской духовной традиции. Патриарх Алексий II, говоря о ней, подчеркнул, что это «самобытный подход к пониманию человеческой личности, который на протяжении веков складывался в лоне восточно-христианской традиции», отличный от западно-либерального понимания прав и достоинства личности, представляемого как единственно истинное и не имеющее достойных альтернатив. Предстоятель РПЦ выразил надежду, что «понимание этого подхода будет способствовать развитию межцивилизационного диалога». Активная позиция РПЦ в рамках межцивилизационного диалога по проблеме понимания прав человека была представлена в речи патриарха Алексия II, произнесенной в парламентской ассамблее Совета Европы в октябре 2007 г. Это событие имеет историческое значение: впервые светская международная организация такого уровня слушала послание главы РПЦ. Совет Европы это организация, в которой формируются мировоззренческие и правовые стандарты объединенной Европы. И долгое время дискуссия осуществлялась исключительно в светской системе координат. Религиозный фактор не принимался во внимание. Сейчас Совет Европы открывается к тому, чтобы слышать позицию Церквей, и этот факт, в том числе, явился результатом работы РПЦ в Страсбурге. Митрополит Кирилл отмечает по этому поводу: «Тема прав и свобод, связанная с нравственной ответственностью, с нашей точки зрения, является сегодня самой важной темой. Потому что без развязки проблем, которые существуют в этой области, бесконфликтно человеческая цивилизация развиваться просто не сможет. В конфликт входит светское и религиозное понимание прав. Чтобы этот конфликт не приводил к потрясениям и человеческая цивилизация устойчиво развивалась, его нужно преодолеть»1. Он отмечает, что настало вре151 1 Московские новости. № 42. 26.10-01.11.2007. мя усиления диалога светского мира с религиозным, и речь патриарха РПЦ свидетельствует о начале этого диалога. Противоречия между христианским и светским пониманием прав и свобод должны быть, и могут быть, сняты с философской точки зрения, несмотря на то, что речь идет о конфронтационных воззрениях. Те подходы к правам человека и нравственным ценностям, которые провозглашает сегодня РПЦ, могут встретить понимание у представителей других конфессий и светских общественных деятелей. Прежде всего, потому что «право и мораль это сообщающиеся сосуды»1 2. Православие призывает к учету нравственных ценностей при реализации прав человека как основной гарантии использования богоданной человеческой свободы во благо личности и общества. Митрополит Кирилл в этой связи утверждает, что «права человека в историческом прочтении никогда не мыслились как орудие борьбы с традиционной нравственностью. Напротив, все международно-правовые документы допускают ограничения прав человека по соображениям морали. Несмотря на то, что моральные представления общества в наше время очень не однообразны, это не значит, что они относительны и ситуативны. Если мы откажемся от моральной оценки реализации прав человека, то разрушится механизм этих прав в том виде, в котором он создавался на 2 ... протяжении веков. Последствия могут быть самыми неблагоприятными» . Таким образом, представителями РПЦ объясняется необходимость обращения к нравственному опыту религиозных традиций, который дает разделяемое многими людьми представление о достойном и постыдном. Что касается содержания моральных норм, то традиционные мировые религии здесь во многом сходятся. Ценности семьи и брака, милосердия, сострадания, воздержанности имеют во многом непреходящий характер. Митрополит Кирилл отмечает: «Не все общественные деятели готовы нас поддержать, но многие из них, как и мы, понимают, что только нравственно здоровый, а не 1 Звягинцев Л.Г. Православие стержень совместного бытия народов России и восточных славян Правосознание и духовность // Сборник пленарных докладов XV Международных Рождественских образовательных ‘пений. М., 2007. С. 101. 2 Московские новости. № 42. 26.10-01.11.2007. 152 |