128 откажемся от моральной оценки реализации прав человека, то разрушится механизм этих прав в том виде, в котором он создавался на протяжении веков. Последствия могут быть самыми неблагоприятными» [195]. Таким образом, представителями РПЦ объясняется необходимость обращения к нравственному опыту религиозных традиций, который дает разделяемое многими людьми представление о достойном и постыдном. Что касается содержания моральных норм, то традиционные мировые религии здесь во многом сходятся. Ценности семьи и брака, милосердия, сострадания, воздержанности имеют во многом непреходящий характер. Митрополит Кирилл отмечает: «Не все общественные деятели готовы нас поддержать, но многие из них, как и мы, понимают, что только нравственно здоровый, а не падший человек может быть «мерой всех вещей» [195]. Представленная православной церковью позиция по данному вопросу и ее участие в межцивилизационном диалоге не политкорректном, а реальном может привести к обоюдной корректировке исходных мировоззренческих позиций сторон в процессе дос тижения консенсуса. Из вышесказанного можно заключить, что на современном этапе РПЦ не представляет свой полноценный цивилизационный проект для реализации в будущей России, но лишь основные идеи для его создания. Его детальной разработкой и реализацией должны заниматься не священники, а те члены российского общества, которые ощущают себя православными христианами. Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что «Церковь не может быть отделена от общества, так как Церковь это не только люди в рясах, это художники, писатели, бизнесмены, солдаты. Это все, кто ощущает себя православными христианами. И, конечно, они влияли, и буду влиять на жизнь общества и государства» [ 193]. На сегодняшний день у представителей РПЦ отсутствует четко определенное видение будущего России с учетом влияния православного фактора. Строить планы на отдаленное будущее представители РПЦ не берутся, возможно, исходя из принципа «мы предполагаем, а Бог располагает». |
мя усиления диалога светского мира с религиозным, и речь патриарха РПЦ свидетельствует о начале этого диалога. Противоречия между христианским и светским пониманием прав и свобод должны быть, и могут быть, сняты с философской точки зрения, несмотря на то, что речь идет о конфронтационных воззрениях. Те подходы к правам человека и нравственным ценностям, которые провозглашает сегодня РПЦ, могут встретить понимание у представителей других конфессий и светских общественных деятелей. Прежде всего, потому что «право и мораль это сообщающиеся сосуды»1 2. Православие призывает к учету нравственных ценностей при реализации прав человека как основной гарантии использования богоданной человеческой свободы во благо личности и общества. Митрополит Кирилл в этой связи утверждает, что «права человека в историческом прочтении никогда не мыслились как орудие борьбы с традиционной нравственностью. Напротив, все международно-правовые документы допускают ограничения прав человека по соображениям морали. Несмотря на то, что моральные представления общества в наше время очень не однообразны, это не значит, что они относительны и ситуативны. Если мы откажемся от моральной оценки реализации прав человека, то разрушится механизм этих прав в том виде, в котором он создавался на 2 ... протяжении веков. Последствия могут быть самыми неблагоприятными» . Таким образом, представителями РПЦ объясняется необходимость обращения к нравственному опыту религиозных традиций, который дает разделяемое многими людьми представление о достойном и постыдном. Что касается содержания моральных норм, то традиционные мировые религии здесь во многом сходятся. Ценности семьи и брака, милосердия, сострадания, воздержанности имеют во многом непреходящий характер. Митрополит Кирилл отмечает: «Не все общественные деятели готовы нас поддержать, но многие из них, как и мы, понимают, что только нравственно здоровый, а не 1 Звягинцев Л.Г. Православие стержень совместного бытия народов России и восточных славян Правосознание и духовность // Сборник пленарных докладов XV Международных Рождественских образовательных ‘пений. М., 2007. С. 101. 2 Московские новости. № 42. 26.10-01.11.2007. 152 153 падший человек может быть «мерой всех вещей»'. Представленная православной церковью позиция по данному вопросу и ее участие в межцивилизационном диалоге не политкорректном, а реальном может привести к обоюдной корректировке исходных мировоззренческих позиций сторон в процессе достижения консенсуса. Из вышесказанного можно заключить, что на современном этапе РПЦ не представляет свой полноценный цивилизационный проект для реализации в будущей России, но лишь основные идеи для его создания. Его детальной разработкой и реализацией должны заниматься нс священники, а те члены российского общества, которые ощущают себя православными христианами. Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что «Церковь не может быть отделена от общества, так как Церковь это не только люди в рясах, это художники, писатели, бизнесмены, солдаты. Это все, кто ощущает себя православными христианами. И, конечно, они влияли и будут влиять на жизнь общества и государства» . На сегодняшний день четко оформленный образ будущего России с участием православного фактора у представителей православной церкви отсутствует. Строить планы на отдаленное будущее представители РПЦ не берутся, возможно, исходя из принципа «мы предполагаем, а Бог располагает». Например, диакон А. Кураев считает, что «вместо того, чтобы выискивать пророчества и признаки грядущих крутых перемен, надо перейти к этике малых дел и Л просто делать то, что является твоим христианским долгом» . Большинство православных священников призывают верующих жить по-христиански здесь и сейчас, делать свое дело честно и по совести. В изучении клерикального видения будущего России важно определить, каким представители РПЦ видят будущий государственно-политический строй страны. Многие православные богословы в своих работах зачастую положительно оценивают самодержавную власть и критикуют демократию. В этой свя1 2 3 1 Московские новости. №42,26.10-01.11.2007. 2 Протоиерей Всеволод Чаплин полагает, что у капитализма нет будущего, сообщает Интерфакс, 9 августа 2007 г. // <Ы1р:/Л\ч\ау.ра1пагсЫа.ги/с1Ь/есх1/279316.Ыш1> 3 Диакои Андрей Кураев. Христианство на пределе истории. О нашем поражении // ЬЦр:/Лу\у\у.кигаеу.ги |