Например, диакон А. Кураев считает, что «вместо того, чтобы выискивать пророчества и признаки грядущих крутых перемен, надо перейти к этике малых дел и просто делать то, что является твоим христианским долгом» [197]. Большинство православных священников призывают верующих жить похристиански здесь и сейчас, делать свое дело честно и но совести. В изучении клерикального видения будущего России важно определить, каким представители РПЦ видят будущий государственно-политический строй с граны. Многие православные богословы в своих работах зачастую положительно оценивают самодержавную власть и критикуют демократию. В этой связи возникает вопрос: хотят ли представители РГЦ восстановления монархии в будущей России? По данному вопросу в среде церковников нет единодушия. Далеко не все представители церкви хотят замены республиканского строя монархическим. У диакона Андрея Кураева свое мнение по этому вопросу: «Я не собираюсь отвечать за всю Церковь: я не имею на это права. Но от себя скажу: лично мне православная монархия не нужна» [197]. Существуют несколько самых распространенных обоснований необходимости для церкви самодержавной власти, среди которых следующие: монархия нужна для того, чтобы защитить церковь от ересей и для того, чтобы привлекать людей в церковь. Приводя в пример слова священника Тимофея о том, что «самодержавие совершенно необходимо именно для того, чтобы дать Церкви нормальные условия существования, оградить ее от множества врагов» [198], А. Кураев отвечает: «А как же это апостолы шли но Римской империи без сопровождения жандармов? И сегодня я сам себя могу ог ересей защитить: для того, чтобы свой ум держать в рамках Православия, мне не нужен православный городничий. Или монархия даст мне не душе-хранителя, а телохранителей, которые будут защищать мою физическую жизнь от нападок сектантов? Так от чего же защищают телохранители? От пути в Царство Божие?» [197]. Как видим, А. Кураев считает, что православному священнику не нужна защита извне. Он должен стремиться исполнить свою миссию в этом 129 |
153 падший человек может быть «мерой всех вещей»'. Представленная православной церковью позиция по данному вопросу и ее участие в межцивилизационном диалоге не политкорректном, а реальном может привести к обоюдной корректировке исходных мировоззренческих позиций сторон в процессе достижения консенсуса. Из вышесказанного можно заключить, что на современном этапе РПЦ не представляет свой полноценный цивилизационный проект для реализации в будущей России, но лишь основные идеи для его создания. Его детальной разработкой и реализацией должны заниматься нс священники, а те члены российского общества, которые ощущают себя православными христианами. Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что «Церковь не может быть отделена от общества, так как Церковь это не только люди в рясах, это художники, писатели, бизнесмены, солдаты. Это все, кто ощущает себя православными христианами. И, конечно, они влияли и будут влиять на жизнь общества и государства» . На сегодняшний день четко оформленный образ будущего России с участием православного фактора у представителей православной церкви отсутствует. Строить планы на отдаленное будущее представители РПЦ не берутся, возможно, исходя из принципа «мы предполагаем, а Бог располагает». Например, диакон А. Кураев считает, что «вместо того, чтобы выискивать пророчества и признаки грядущих крутых перемен, надо перейти к этике малых дел и Л просто делать то, что является твоим христианским долгом» . Большинство православных священников призывают верующих жить по-христиански здесь и сейчас, делать свое дело честно и по совести. В изучении клерикального видения будущего России важно определить, каким представители РПЦ видят будущий государственно-политический строй страны. Многие православные богословы в своих работах зачастую положительно оценивают самодержавную власть и критикуют демократию. В этой свя1 2 3 1 Московские новости. №42,26.10-01.11.2007. 2 Протоиерей Всеволод Чаплин полагает, что у капитализма нет будущего, сообщает Интерфакс, 9 августа 2007 г. // <Ы1р:/Л\ч\ау.ра1пагсЫа.ги/с1Ь/есх1/279316.Ыш1> 3 Диакои Андрей Кураев. Христианство на пределе истории. О нашем поражении // ЬЦр:/Лу\у\у.кигаеу.ги 154 зи возникает вопрос: хотят ли представители РПЦ восстановления монархии в будущей России? По данному вопросу в среде церковников нет единодушия. Далеко не все представители церкви хотят замены республиканского строя монархическим. У диакона Андрея Кураева свое мнение по этому вопросу: «Я не собираюсь отвечать за всю Церковь: я не имею на это права. Но от себя скажу: лично мне православная монархия не нужна»1. Существуют несколько самых распространенных обоснований необходимости для церкви самодержавной власти, среди которых следующие: монархия нужна для того, чтобы защитить церковь от ересей и для того, чтобы привлекать людей в церковь. Приводя в пример слова священника Тимофея о том, что «самодержавие совершенно необходимо именно для того, чтобы дать Церкви нормальные условия существования, оградить ее от множества врагов»2, А. Кураев отвечает: «А как же это апостолы шли по Римской империи без сопровождения жандармов? И сегодня я сам себя могу от ересей защитить: для того, чтобы свой ум держать в рамках Православия, мне не нужен православный городничий. Или монархия даст мне не душе-хранителя, а тело-хранителей, которые будут защищать мою физическую жизнь от нападок сектантов? Так от чего же защищают телохранители? От пути в Царство Божие?»3. Как видим, А. Кураев считает, что православному священнику не нужна защита извне. Он должен стремиться исполнить свою миссию в этом мире, следуя словам Спасителя: «Посылаю вас «как овец среди волков...» (Мф. 10, 16). По мнению А. Кураева, православная монархия не нужна и для того, чтобы привлекать людей в церковь. «На те лекции, которые действительно интересны, люди приходят без всякого понукания со стороны государства. И напротив, нередко я вижу, что у бесталанного проповедника храм пуст»1 2 3 4. Автор повествует 1 Диакон Андрей Кураев. Христианство на пределе истории. О нашем поражении // Ьир:/Л\л\ау.кигаеу.т 2 Священник Тимофей, иеромонах Дионисий. О Церкви, православном царстве и последнем времени. -М., 1998.-С.45. 3 Диакон Андрей Кураев. Христианство на пределе истории. О нашем поражении // Ьир://\у\у\у.кигаеу.ги 4 Там же. |