134 людей в совместных действиях без различия их отношения к религии и наличия или отсутствия религиозной веры, социальные ценности, идеи и идеалы играют намного большую роль в развитии и подъеме цивилизации но сравнению с духовными ценностями различающего (светского или религиозного характера)» [202]. Можно согласиться с мнением Е.Д. Яхнина о том, что православие, претендующее на исключительное право выражать чаяния русского народа, не может рассматриваться в качестве объединяющей национальной идеи, потому что многие народы России придерживаются иных религий: ислама, буддизма и др. [203] Но слишком категоричен, на наш взгляд, его следующий аргумент: «Предлагать народу в XXI в. религиозное учение в качестве национальной идеи это откат назад в прошлое. Принятие такого варианта для России было бы особенно огорчительным, гак как народы России первыми в истории человечества в своем мировоззрении еще в XX в. отступили от веры и шагнули к знанию» [203]. Мы считаем данное положение недостаточно аргументированным по ряду оснований. Во-первых, речь не идет о том, чтобы национальной идеей становились канонические и догматические положения православной религии, а его основные социальные идеалы, такие как православная духовность, нравственность, соборность и др. Во-вторых, по большому счету национальная идея, основанная на православном архетипе, давно уже создана и развига многими русскими мыслителями (Ф.М. Достоевским, В.С. Соловьевым, Н.А. Бердяевым и др.) в рамках т.н. «русской идеи». Актуализация этой идеи, ее адаптация к современным условиям, в принципе, может стать объединяющим россиян началом и лечь в основу цивилизационного проекта современной России. Название «русская идея» не делает ее идеей только для одного народа русского. Во время формирования этой идеи под словом «русская» подразумевалось «общероссийская». Также в литературе часто употребляется словосочетание «русская культура». В связи с термином «культура» исследователи употребляют эпитет «русская», а не «российская», не потому что хотели бы сегодня возвысить именно русских над другими народами, |
158 брести», «сконструировать», «утвердить» «большие», объединяющие людей духовные и социальные ценности и идеи, но пока безрезультатно. «Совершенно ненормально и опасно, когда страна, общество и народ с 1985 г. находятся в неопределенном, неустойчивом, переходном положении»1 2. Независимо от того, какой она будет: капиталистической, смешанной или новой социалистической, у нее должен быть свой определенный цивилизационный проект. Речь идет, в первую очередь, об объединяющей россиян идеологии. Одним из основных «претендентов» на эту' роль является православие. Ю. Булычев утверждает, что, обращаясь к теме «Православие и будущее России», он подразумевает некий проект дальнейшего развития России в свете православной культурной традиции, который позволит России выбрать осмысленную стратегию развития, обрести свою идентичность, преодолеть состояние неопределенности. К ценностному ядру русской цивилизации он относит «четыре базовых принципа: принцип Православия; принцип великодержавности (в смысле могущества и масштабности государства), принцип почитания Русской земли как безусловной ценности и святыни, принцип национальной самобытности, который распространяется не только на бытие русского народа, но и Л всех народов, входящих в сферу строительства русской цивилизации» . Таким образом, автор считает православие одним из основополагающих компонентов российского цивилизационного проекта. На наш взгляд, православие в качестве объединяющей идеологии может сплотить только православных россиян, но ему сложно стать основанием универсальной социальной идеи, направляющей и объединяющей действия всех народов России. В.С. Семенов справедливо отмечает, что «объединяя людей в совместных действиях без различия их отношения к религии и наличия или отсутствия религиозной веры, социальные ценности, идеи и идеалы играют намного большую роль в развитии и подъеме цивилизации по сравнению с духов1 Семенов В.С. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в XXI веке // Вопросы философии. 2007. №4. С.11 ]. 2 Булычев Ю. Православие, национальная идея и социальная идея основополагающие компоненты нашего цивилизационного проекта//Ьпр:/Лу\ууу.ш5к.ги/51.рЬр?1с1аг=7378 159 ными ценностями различающего (светского или религиозного характера)»1 2. Можно согласиться с мнением Е.Д. Яхнина о том, что православие, претендующее на исключительное право выражать чаяния русского народа, не может рассматриваться в качестве объединяющей национальной идеи, потому что многие народы России придерживаются иных религий: ислама, буддизма и др.2 Но слишком категоричен, на наш взгляд, его следующий аргумент: «Предлагать народу в XXI в. религиозное учение в качестве национальной идеи это откат назад в прошлое. Принятие такого варианта для России было бы особенно огорчительным, так как народы России первыми в истории человечества в своем мировоззрении еще в XX в. отступили от веры и шагнули к знанию»3. Мы считаем данное положение недостаточно аргументированным по ряду оснований. Во-первых, речь не идет о том, чтобы национальной идеей становились канонические и догматические положения православной религии, а его основные социальные идеалы, такие как православная духовность, нравственность, соборность и др. Во-вторых, по большому счету национальная идея, основанная на православном архетипе, давно уже создана и развита многими русскими мыслителями (Ф.М. Достоевским, В.С. Соловьевым, Н.А. Бердяевым и др.) в рамках т.н. «русской идеи». Актуализация этой идеи, ее адаптация к современным условиям, в принципе, может стать объединяющим россиян началом и лечь в основу цивилизационного проекта современной России. Название «русская идея» не делает ее идеей только для одного народа русского. Во время формирования этой идеи под словом «русская» подразумевалось «общероссийская». Также в литературе часто употребляется словосочетание «русская культура». В связи с термином «культура» исследователи употребляют эпитет «русская», а не «российская», не потому что хотели бы сегодня возвысить именно русских над другими народами, живущими в России. Это следование многовековой исторической традиции, в рамках которой каждый 1 Булычев Ю. Православие, национальная идея и социальная идея основополагающие компоненты нашего цивилизационного проекта // 11ир://\у\у\у.ги5к.П1/51.рЬр?1с]аг=7378. 2 Яхнин Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) // Вопросы философии. 2006. №5. С. 173. 3 Там же, С. 174. |