135 живущими в России. Эго следование многовековой исторической традиции, в рамках которой каждый народ страны вносил свой вклад в общую копилку духовного опыта, называя ее «русской культурой». Итак, на наш взгляд, русская идея может стать основой современной российской государственной идеологии. «Русская идея, то есть глубинные основы, характеризующие нас и отличающие Россию от других сообществ и стран эго православие, собирание земель и общинный коллективизм. Эти ценности характеризуют наше общество в трех измерениях с точки зрения его духовных устремлений, его общенациональной стратегии и его ментальности» [200]. В-третьих, фундаментальным основанием самых крупных в истории государственных идеологий или цивилизационных проектов России, таких как «Москва 111 Рим», «уваровская триада: православие, самодержавие, народность» было православие. Как известно, зачастую «новое это хорошо забытое старое», и называть обращение сегодня к тысячелетней традиции нашего государства, к нашему социокультурному маркеру, откатом в прошлое, на наш взгляд, неправомерно. В-четвертых, процессы секуляризации российского общества, безусловно, происходят, но начались они не в XX в., а значительно раньше. Религиозная вера частное, индивидуальное, личное предпочтение человека, и определить, что все народы России в своем мировоззрении в XX в. отступили от веры и шагнули к знанию, невозможно. Тем более, что в постсоциалистической России явно наблюдается православное религиозное возрождение. Главной альтернативой православию в создании национальной идеи является наука. На наш взгляд, у нее, как и у православия, наибольшие шансы стать идейным основанием нового российского цивилизационного проекта. Наука в современном мире является таким внутренним фактором, который способен обеспечить российскому обществу и российской цивилизации реальную возможность коренного прорыва в ир01рессивное будущее. В.С. |
народ страны вносил свой вклад в общую копилку духовного опыта, называя ее «русской культурой». Итак, на наш взгляд, русская идея может стать основой современной российской государственной идеологии. «Русская идея, то есть глубинные основы, характеризующие нас и отличающие Россию от других сообществ и стран это православие, собирание земель и общинный коллективизм. Эти ценности характеризуют наше общество в трех измерениях с точки зрения его духовных устремлений, его общенациональной стратегии и его ментальности»1. В-третьих, фундаментальным основанием самых крупных в истории государственных идеологий или цивилизационных проектов России, таких как «Москва III Рим», «уваровская триада: православие, самодержавие, народность» было православие. Как известно, зачастую «новое это хорошо забытое старое», и называть обращение сегодня к тысячелетней традиции нашего государства, к нашему социокультурному маркеру, откатом в прошлое, на наш взгляд, неправомерно. В-четвертых, процессы секуляризации российского общества, безусловно, происходят, но начались они не в XX в., а значительно раньше. Религиозная вера частное, индивидуальное, личное предпочтение человека, и определить, что все народы России в своем мировоззрении в XX в. отступили от веры и шагнули к знанию, невозможно. Тем более, что в постсоциалистической России явно наблюдается православное религиозное возрождение. Главной альтернативой православию в создании национальной идеи является наука. На наш взгляд, у нее, как и у православия, наибольшие шансы стать идейным основанием нового российского цивилизационного проекта. Наука в современном мире является таким внутренним фактором, который способен обеспечить российскому обществу и российской цивилизации реальную возможность коренного прорыва в прогрессивное будущее. В.С. Семенов «объективной основой подъема цивилизации» называет «культуру во всем ее разно160 1 Чубайс И.Б. Как закончить спор о русской идее, или Какая Россия нам нужна? // Вопросы философии. 2007. -№10. С.164. |