Проверяемый текст
Свистухина Анастасия Сергеевна. Православие как фактор современных российских трансформаций (Диссертация 2009)
[стр. 137]

137 наиболее заметными результатами собора стали изменения в литургической практике церкви, в частности, введение богослужения на национальных языках наряду с латинским языком и новая, более открытая, позиция в отношениях с некатоликами.
РПЦ сегодня оказалась в аналогичной ситуации.
На наш взгляд, РПЦ не должна идти на поводу у критиков, призывающих ее спуститься с небес на землю, заменить сложные обряды, проводимые на церковно-славянского языке, которые якобы не понимают простые люди, богослужением на национальном языке и т.д.
В России православными являются верующие различных национальностей.
В таком случае, на каком языке вместо церковно-славянского должны будут проходить службы? Цель все упростить, сделать пригодным для повседневного пользования может привести к тому, что церковь в итоге выродится в низкопробную
масс-иродукцию.
Перед РПЦ сегодня встает множество действительно важных вопросов.
Возможен ли для православия «Второй Ватиканский собор» или РПЦ слишком консервативна? Насколько РПЦ готова к диалогу с другими религиями и быть равной с другими субъектами гражданского общества? Каковы пути интеграции РПЦ в российское общество? Можно ли считать Народные Соборы одним из конкретных механизмов интеграции РПЦ в современные процессы?
Таким образом, на современном этапе наблюдаются процессы инге1рации православной церкви через деятельность ежегодных Всемирных Русских Народных Соборов.
Это своего рода промежуточная структура религиознообщественная организация, которую возглавляет патриарх, организует митрополит Кирилл.
Возможно через эти промежуточные инстанции РПЦ, не отказываясь от своих догматических положений, всё же сможет внести свой вклад в процессы обустройства России.

Итак, но вопросу о судьбе православия в будущей России и определения роли православия в формировании будущего России в научной литературе прослеживаются три основных подхода: 1) усиление влияния православия на социум (православие становится государственной религией или одной из государственных религий, основанные
[стр. 162]

162 ви)1.
Итогом Собора стало принятие целого ряда документов, среди которых «О Церкви в современном мире», «О СМИ», «Об отношении к нехристианам», «Об экуменизме» и др.2 Для католиков наиболее заметными результатами собора стали изменения в литургической практике церкви, в частности, введение богослужения на национальных языках наряду с латинским языком и новая, более открытая, позиция в отношениях с некатоликами.
РПЦ сегодня оказалась в аналогичной ситуации.
На наш взгляд, РПЦ не должна идти на поводу у критиков, призывающих ее спуститься с небес на землю, заменить сложные обряды, проводимые на церковно-славянского языке, которые якобы не понимают простые люди, богослужением на национальном языке и т.д.
В России православными являются верующие различных национальностей.
В таком случае, на каком языке вместо церковно-славянского должны будут проходить службы? Цель все упростить, сделать пригодным для повседневного пользования может привести к тому, что церковь в итоге выродится в низкопробную
масс-продукцию.
Перед РПЦ сегодня встает множество действительно важных вопросов.
Возможен ли для православия «Второй Ватиканский собор» или РПЦ слишком консервативна? Насколько РПЦ готова к диалогу с другими религиями и быть равной с другими субъектами гражданского общества? Каковы пути интеграции РПЦ в российское общество? Можно ли считать Народные Соборы одним из конкретных механизмов интеграции РПЦ в современные процессы?
На современном этапе наблюдаются процессы интеграции православной церкви через деятельность ежегодных Всемирных Русских Народных Соборов.
Это своего рода промежуточная структура религиозно-общественная организация, которую возглавляет патриарх, организует митрополит Кирилл.
Возможно через эти промежуточные инстанции РПЦ, не отказываясь от своих догматических положений, всё же сможет внести свой вклад в процессы обустройства России.

1 Ьйр://\ул\^у.геПй1О.ги/1есБ1соп/03/120.Н1т! 2 Документы II Ватиканского собора.
Москва: Паолинс, 1998.
589 с.


[стр.,163]

163 Итак, по вопросу о судьбе православия в будущей России и определения роли православия в формировании будущего России в научной литературе прослеживаются три основных подхода: 1) усиление влияния православия на социум (православие становится государственной религией или одной из государственных религий, основанные на нем национальная и социальная идея становятся основополагающими компонентами российского цивилизационного проекта, православие определяет цивилизационную идентичность России, под флагом православия возрождается национально-патриотическая идеология и т.д.); 2) снижение влияния православия на общество (происходит ослабление православия за счет секуляризации, усиления нехристианских конфессий, в том числе из-за роста нетрадиционных религиозных движений); 3) сохранение за православием существующих в обществе позиций.
На наш взгляд, кардинальных перемен не произойдет, православие сохранит свои определенные позиции в жизни россиян.
Но стремительно развивающаяся наука определит преобладание в обществе научного мировоззрения.
По нашему мнению, в будущем возрастет значение идентификационной функции православия.
В контексте выработки российского цивилизационного проекта у православия, как и у науки, имеются равные шансы стать его идейным основанием.
По итогам анализа, проделанного во второй главе, можно сделать следующие выводы: 4.
Православные ценности являются одним из важных элементов аксиологической базы экономического развития современной России.
РПЦ посредством своей обновленной хозяйственной этики формирует экономические идеалы российского общества: это эффективная и справедливая экономика, свободная и ответственная личность предпринимателя, защита слабых и обездоленных, уважение к власти, честный труд.
Усвоение этих идеалов россиянами, в первую очередь, экономической элитой, содействует становлению социального партнерства и в итоге конкурентоспособного государства.


[стр.,169]

169 имеются три основных подхода по вопросу о возможных вариантах развития православия в будущей России: усиление влияния православия на социум (православие становится государственной религией или одной из государственных религий, основанные на нем национальная и социальная идея становятся основополагающими компонентами российского цивилизационного проекта, под флагом православия возрождается национально-патриотическая идеология и т.д.); снижение влияния православия на общество (происходит ослабление православия за счет секуляризации, усиления нехристианских конфессий, в том числе из-за роста нетрадиционных религиозных движений); сохранение за православием существующих в обществе позиций.
Учитывая специфику современных условий, можно прогнозировать, что кардинальных перемен не произойдет, православие сохранит свои позиции в российском обществе, но будет конкурировать с другими конфессиями и нетрадиционными религиозными движениями за мировоззрение россиян.
В будущем возрастет значение идентификационной функции православия, так как православие будет выполнять функцию идентификационного маркера на двух основных уровнях на уровне индивида и на уровне цивилизации.
Вместе с тем задачи инновационного развития России потребуют нового ренессанса научного мировоззрения.
Несмотря на усиление значения православия в качестве идентификационного маркера стремительно развивающаяся наука определит преобладание в обществе научного мировоззрения.
В контексте выработки российского цивилизационного проекта у науки и православия имеются равновеликие шансы стать его идейным основанием.
Однако, ситуация постмодерна, обеспечивавшая «комфортное» сосуществование двух альтернативных мировоззрений, не может продолжаться вечно и уже уходит в прошлое.
В будущем ожидается рост социокультурных напряжений по линии «религиозное светское (в том числе научное)».
В этой связи встанет вопрос об эффективном культурном синтезе православия и науки как разноуровневых социокультурных систем.
Это касается различных направлений социокультурного развития: участие науки и религии в формировании мировоз

[Back]